Инноваторов принуждают к дисциплине
Власти ищут способы повысить управляемость прикладной наукой
Минобрнауки хочет реорганизовать управление комплексными научно-техническими программами и проектами (КНТП) полного инновационного цикла, реализовав в них модель «квалифицированного заказчика» — конечного потребителя разработок, который будет отвечать за их вывод на рынок. Новация учитывает недостатки управления действующими КНТП — функции заказчика и перспективы участия индустриальных партнеров в проектах и их софинансирования в них размыты.
Минобрнауки планирует внести изменения в схему управления КНТП полного инновационного цикла — поправки к правилам разработки, утверждения, реализации, корректировки и завершения таких программ размещены на regulation.gov.ru. Ведомство ссылается на необходимость решения проблем, выявленных при реализации двух действующих программ — «Новые композиционные материалы: технологии конструирования и производства» и «Чистый уголь — зеленый Кузбасс»,— в том числе неопределенность роли заказчика и несовершенство механизмов закрепления намерений индустриальных партнеров по софинансированию и обязательств по участию в проектах.
Как говорится в пояснительной записке к документу, проект предполагает реализацию в КНТП модели «квалифицированного заказчика» и системы формирования и выполнения стратегически значимых проектов, их приемки и оценки результатов.
Сейчас заказчиком КНТП может стать организация реального сектора экономики, заинтересованная в использовании результатов программы или проекта и участвующая в выполнении и реализации их мероприятий. Поправки же обязывают заказчика заниматься также внедрением научных, научно-технических результатов КНТП и обеспечением его внебюджетного софинансирования.
КНТП, напомним, механизм добровольного участия науки и бизнеса в исследовательско-производственных программах, ориентированных на конкретные промышленные результаты ради импортозамещения в самых необходимых направлениях. Такие программы финансируются совместно — федеральным (в рамках госпрограмм), региональными и местными бюджетами и компаниями: в условиях ограниченных возможностей бюджета и рисков избыточного бюджетного стимула (см. “Ъ” от 29 декабря 2023 года) правительство стремится избежать неэффективных трат и, очевидно, хочет разделить ответственность за результат с бизнесом. Однако и прецеденты выхода бизнеса из КНТП нередки. Так, в рамках различных КНТП подпрограммы «Развитие селекции и семеноводства картофеля в РФ» федеральной аграрной НТП компании уходили из проекта, например, из-за убыточности производства семенного картофеля, изменения общей стратегии развития предприятия или из-за тяжелого финансового положения.
Полтора года назад Минобрнауки де-факто предложило повысить статус КНТП до самостоятельных федеральных проектов, не входящих в нацпроекты. Это позволило бы управлять КНТП по проектным принципам (см. “Ъ” от 20 сентября 2022 года). Нынешний же документ предлагает координировать разработку и реализацию КНТП комиссии по научно-технологическому развитию, сузить круг возможных инициаторов КНТП до федеральных органов власти и иных главных распорядителей бюджетных средств, исключив из них бизнес и общественные организации, и де-факто оставить за реальными заказчиками конкретных разработок, отобранных ради «технологического суверенитета», обязанности по их финансированию и коммерциализации результатов.