Триумф куклы
В Лос-Анджелесе вручили Grammy
66-я церемония вручения наград американской Академии звукозаписи прошла в лос-анджелесском спорткомплексе Crypto.com Arena. Вечер стал триумфальным для женщин, а иначе и быть не могло — в списках номинантов они преобладали. Рассказывает Игорь Гаврилов.
Исполнительница рэпа и R’n’B SZA (Солана Имани Роу) претендовала на девять наград, но унесла с собой три, причем в основной категории она уступила место другим соотечественницам. Лучшим новым исполнителем назвали Викторию Моне. Лучшей песней стала «What Was I Made For?» Билли Айлиш, она же выиграла и в номинации «Лучшая песня из фильма». Речь идет о фильме «Барби», и если суммировать все номинации, в которых так или иначе были заявлены создатели саундтрека к «Барби», то эта сборная оставила бы далеко позади всех конкурентов.
«What Was I Made For?» обошла в песенной номинации и песню Майли Сайрус «Flowers», которая, впрочем, тоже была отмечена весьма серьезно — наградой «Запись года». Это первая Grammy в карьере певицы. Майли Сайрус исполнила «Flowers» в имидже Тины Тёрнер: прическа и платье с подолом в виде серебряной лапши отсылали к классическому имиджу певицы, покинувшей этот мир в 2023 году.
Получая награду, Майли Сайрус поблагодарила всех, кто имел отношение к «Flowers», и пошутила: «Кажется, никого не забыла. Но могла забыть надеть трусы».
С бельем все было в порядке, но одну важную вещь госпожа Сайрус все же забыла: поблагодарить своего отца Билли Рэя Сайруса, звезду кантри. Без него ее карьера вряд ли была бы такой стремительной, и комментаторы в соцсетях не забыли ей об этом напомнить.
Награду Майли Сайрус в номинации «Лучшая запись» вручали актриса Мерил Стрип и продюсер Марк Ронсон. В своем диалоге создатель саундтрека к «Барби» и его теща (их родственная связь для многих зрителей оказалась сюрпризом) иронизировали на тему названий номинаций. Многие фанаты Grammy в самом деле смутно представляют себе разницу между «альбомом года» и «записью года».
Тейлор Свифт удостоилась награды в номинации «Лучший поп-альбом с вокалом» и, получая ее, объявила, что следующая ее пластинка, «The Tortured Poets Department», выйдет 19 апреля. Тут же был открыт предзаказ на цифровых платформах, и буквально через несколько минут за альбомом выстроилась виртуальная очередь. Чтобы оформить покупку, требовалось минимум 45 минут, хотя обычно это делается в один клик.
Grammy в номинации «Лучший поп-альбом с вокалом» Тейлор Свифт вручил солист U2 Боно. Он, правда, сделал это виртуально, прямо во время концерта U2 в рамках лас-вегасской резиденции в зале Sphere (“Ъ” рассказывал о ней 3 октября 2023 года). U2 также исполнили в прямом эфире из Невады новую песню «Atomic City».
Имя лауреата в номинации «Альбом года» назвала Селин Дион. Ее появление в Crypto.com Arena было сенсацией. Певица страдает от болезни, которую называют синдромом мышечной скованности, и по этой причине уже несколько лет не выступает и почти не появляется на публике. Награду за альбом 2022 года «Midnight» получила опять-таки Тейлор Свифт. Она вытащила на сцену не только своего соавтора Джека Антонофф, но и другую его клиентку — Лану Дель Рей. В этом году Лане Дель Рей не досталось ни одной награды, так что Тейлор Свифт поделилась лучами славы с подругой, с которой записала одну из песен отмеченного Grammy альбома — «Snow On The Beach».
Фолк-трио Boygenius, которое обошли в основных номинациях, взяло свое в рок-музыкальной категории. Примерно как Мерил Стрип не понимала разницу между «записью» и «альбомом», рядовые рок-фаны вряд ли смогли прочувствовать превосходство Boygenius перед Metallica в номинации «Лучшее рок-исполнение» и перед The Rolling Stones в «Лучшей рок-песне». Вероятно, нужно было просто смириться с тем, что в этом году везде побеждает прекрасный пол.
Интересно, что в продюсерской номинации женщины не были представлены вообще, там победил Джек Антонофф. А в номинации «Сонграйтер года», которая теперь, как и «Продюсер года», входит в «основную категорию», единственная девушка, кантри-автор Джесси Джо Диллон, уступила хип-хоперу Терону Томасу.
То есть представительницы прекрасного пола, возможно, и поют лучше мужчин, но выдумать «топ-продюсерку» на пустом месте у Академии звукозаписи пока не получается.
По-настоящему ценными, в буквальном смысле имеющими отношение к вечности были на прошедшей церемонии три женских номера.
Трейси Чепмен, не выпускавшая новой музыки с 2008 года, исполнила в паре с кантри-певцом Люком Комсом свою песню «Fast Car». В 2023 году Комс занял с этой песней первое место в чарте американских кантри-радиостанций. С песней темнокожей женщины-автора это произошло впервые. По Трейси Чепмен соскучились, это было видно по реакции присутствующих всех цветов кожи.
Впервые на церемонии Grammy выступила легенда фолка Джони Митчелл. Первую Grammy она получила в 1969 году за альбом «Clouds». На нем вышла песня «Both Sides Now», которую на нынешней церемонии ей помогли исполнить Брэнди Карлайл, Джейкоб Кольер и другие коллеги разных поколений.
Энни Леннокс призвала к прекращению огня в Палестине и спела «Nothing Compares 2U» в память о Шинейд О’Коннор. По ее щеке текла тушь, и этот кадр запомнился больше, чем все песни и пляски этого вечера.