В двух регионах Черноземья выявили восемь случаев загрязнения водоемов за год

За 2023 год в России выявили 2 762 случая многократного превышения предельно допустимых концентраций вредных веществ в пресноводных объектах. Восемь из них пришлись на Черноземье: пять в Белгородской области и три в Курской. Об этом сообщила аналитическая служба аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza. Остальных областей Черноземья в числе регионов с высоким и экстремально высоким уровнем загрязнения пресноводных объектов нет.

В Белгородской области было зафиксировано пять случаев высокого загрязнения реки Дон и ни одного экстремального. В Курской области — три случая высокого загрязнения реки Днепр и ни одного экстремального. Всего загрязнения выявлены в 52 субъектах РФ. По количеству случаев Белгородская область занимает 41-е место, Курская — 48-е. На первой строчке аналитики расположили Свердловскую область, где установлено 806 случаев загрязнения (604 высокого и 202 экстремального), на второй — Смоленскую область (224: 13 высокого и 211 экстремального). Замыкает тройку лидеров Мурманская область с результатом в 195 случаев (135 высокого и 60 экстремального).

Исследование основано на оперативных данных Росгидромета. В его результатах аналитики разделяют загрязнения на высокие и экстремально высокие. Под высоким загрязнением понимается превышение предельно допустимой концентрации в три–пять раз для веществ первого и второго классов опасности, в 10–50 раз для веществ третьего и четвертого классов, в 30–50 раз для нефтепродуктов, фенолов, соединений марганца, меди и железа. При экстремальном загрязнении предельно допустимая концентрация превышается в пять и более раз для веществ первого и второго классов опасности, в 50 и более раз для веществ третьего и четвертого класса опасности. Также может фиксироваться снижение содержания растворенного кислорода до значения 2 мг/л и менее или увеличение биохимического потребления кислорода свыше 40 мг /л.

К первому классу опасности относятся такие вещества, как бензапирен, дихлордифенилтрихлорэтан, соединения мышьяка и ртути. Ко второму — соединения кадмия, молибдена, свинца, формальдегид. К третьему — соединения меди, никеля, хрома, цинка, лигнин, сульфиды, фенолы, нефтепродукты, фтор и фториды. К четвертому — азот аммонийный и нитритный, дитиофосфат крезиловый, соединения алюминия, общего железа, марганца, синтетические поверхностно-активные вещества, сульфаты, фосфаты, хлоpиды, лигносульфонаты и другие.

По сравнению с 2022 годом количество загрязнений в России выросло на 12% (с 2 471 до 2 762). В 2022-м прирост составил 9% (с 2 266 до 2 471), в 2021-м — 30% (с 1 747 до 2 266). По мнению президента FinExpertiza Елены Трубниковой, это обусловлено не только техногенным фактором, но и улучшением качества анализа со стороны надзорных органов.

«Важно подчеркнуть, что, помимо крупных производств, огромный ущерб водным экосистемам наносят предприятия жилищно-коммунального хозяйства, отвечающие за очистку и сброс сточных вод. Поэтому в зоне риска с точки зрения экологической безопасности поверхностных вод находятся не только индустриальные центры, но и густонаселенные территории с устаревшими системами фильтрации сточной воды»,—добавила госпожа Трубникова.

Как тамбовский губернатор обвинил ГК «Русагро» в потенциальном загрязнении реки Цны — в публикации «Ъ-Черноземье».

Алина Морозова

Читайте нас в Telegram и во ВКонтакте

Вся лента