На Кутузовском все непросто
Дело о нападении на фотокора “Ъ” дошло до приговора с третьей попытки
Как стало известно “Ъ”, три и два с половиной года лишения свободы запросил гособвинитель для охранников обменного пункта валют на Кутузовском проспекте, 18 столицы Сергея Гребенюкова и Романа Московского. В ноябре 2020 года они напали на выполнявшего редакционное задание фотокорреспондента “Ъ” Анатолия Жданова. По мнению прокурора и защиты журналиста, мотивом нападения явилось воспрепятствование его законной профессиональной деятельности. При этом один из секьюрити, заявив, что все обменники в этом месте «под ним», требовал удалить снимки не только конкретного пункта, но и кадры вообще всех уличных табло с курсами валют, снятых господином Ждановым в тот день на Кутузовском проспекте. Истинную причину агрессии обвиняемых выяснить так и не удалось, но, скорее всего, связана она была с тем, что попавшие в объектив фотокамеры Анатолия Жданова обменники могли работать нелегально.
Судебный процесс над 40-летним Романом Московским и 39-летним Сергеем Гребенюковым начался в Дорогомиловском суде столицы почти год назад. Причем для них он оказался уже третьим по счету. Как уже рассказывал “Ъ”, 11 октября 2021 года оба были признаны виновными лишь в нанесении фотокорреспонденту “Ъ” Анатолию Жданову побоев (ст. 116 УК РФ) и приговорены к одному году исправительных работ. От обвинения по более тяжкой ч. 3 ст. 144 УК РФ (воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов, сопряженное с насилием) гособвинитель тогда неожиданно для всех отказался уже на стадии прений. Однако кассационная инстанция в сентябре 2022 года этот приговор отменила, признав необоснованным оправдание обвиняемых по статье Уголовного кодекса о воспрепятствовании законной профессиональной деятельности журналистов. Кроме того, были выявлены оставленные без внимания серьезные противоречия между показаниями осужденных и фактически установленными в ходе расследования обстоятельствами.
Повторный судебный процесс в октябре 2022 года завершился на стадии предварительных слушаний возвращением дела в прокуратуру. Невозможность «постановить приговор или вынести иное решение» суд объяснил тем, что следствие так и не определилось, что являлось истинным мотивом нападения на журналиста — воспрепятствование его работе или хулиганство. При этом стоит отметить, что на возвращении дела на доследование настаивала защита обвиняемых Московского и Гребенюкова, очевидно рассчитывавшая, что фигуранты вновь ответят только за побои. Однако если такие ожидания и были, то они не оправдались: в очередной раз в суд дело ушло уже по обвинению Сергея Гребенюкова и Романа Московского по ст. 144 УК. «Часть 3 этой статьи охватывает признак с применением насилия и причинением вреда, и поэтому дополнительной квалификации в виде тех же побоев не требуется»,— пояснила представляющая интересы потерпевшего адвокат Юлия Искрина. При этом статья в качестве наказания предусматривает как принудительные работы на срок до пяти лет, так и реальное лишение свободы до шести лет.
В ходе прений гособвинитель остановился на втором варианте, попросив назначить подсудимым Московскому и Гребенюкову три и два с половиной года колонии соответственно.
Разница в запрошенных сроках вызвана тем, что во время нападения на журналиста именно Роман Московский вел себя наиболее агрессивно и именно он наносил Анатолию Жданову удары по лицу, требуя удалить отснятые им кадры.
Как уже рассказывал “Ъ”, 3 ноября 2020 года Анатолий Жданов по заданию редакции производил съемку уличных электронных табло с курсами валют для газетного материала. Нападению журналист подвергся на Кутузовском проспекте, 18, после того как сделал пару снимков вывески с курсами валют в окне торца этого дома. Выскочившие из обменника Гребенюков и Московский потребовали показать, а затем и удалить сначала снимки их обменника, а затем и кадры всех других пунктов, которые фотокорреспондент успел сделать перед этим на Кутузовском проспекте. По словам Анатолия Жданова, Роман Московский был буквально взбешен, увидев снимки других обменников, которые, как он утверждал, в этом месте находятся «под ними». Получив отказ, секьюрити набросились на господина Жданова с кулаками, пытаясь вырвать у него из рук дорогостоящую камеру. Объяснения, что перед ними журналист, нападавшие игнорировали.
Во время следствия чоповец Сергей Гребенюков и числящийся безработным Роман Московский выдвигали разные версии своего неадекватного поведения. Сначала обвиняемый Московский заявил, что принял фотокорреспондента за автолюбителя, с которым у него накануне произошел конфликт на дороге. В итоге же обвиняемые остановились на том, что им показалось, что Анатолий Жданов фотографировал именно их. Впрочем, и эта версия в ходе расследования не подтвердилась. Причем развалили ее сами подсудимые, заявившие, что в момент съемки они находились в помещении обменного пункта. Таким образом, фотокорреспондент “Ъ” их не то что не снимал, но даже и видеть не мог. А вот чоповец и его приятель, судя по всему, за всем происходящим возле здания наблюдали на мониторе, куда передавалось изображение с уличной камеры видеонаблюдения. И истинной причиной их неадекватного поведения стало то, что обменник, вероятнее всего, работал нелегально. Вскоре после этих событий он закрылся.