Управление строптивого

Деприватизированным «Метафраксом» будет руководить частная компания

АО «Метафракс Кемикалс» (Губаха, Пермский край), акции которого по решению суда в прошлом году были переданы государству, теперь будет управляться частным холдингом «Росхим». Общество также контролирует ряд крупных химических предприятий: АО «Волжский оргсинтез», «Кучуксульфат», «Башкирская содовая компания». Все они в разное время были деприватизированы по искам генеральной прокуратуры. Собеседники «Ъ-Прикамье» говорят, что «Росхим» берется за развитие бизнеса, который ему не принадлежит, но в итоге компания может выкупить его у государства.

Фото: Дмитрий Астахов

31 января внеочередное собрание акционеров АО «Метафракс Кемикалс» приняло решение передать права управления компанией АО «Росхим», говорится в сообщении последнего. Компания нацелена «на обеспечение дальнейшей успешной реализации производственных и инвестиционных планов АО „Метафракс Кемикалс“», поясняет новый управленец. Собственники компании намерены также продлить ее полномочия как управляющей организации в отношении ряда дочерних обществ. В их состав входят компании «Метафракс Трейдинг», «МетаТрансСтрой», «Метафракс-Информ», а также инженерно-технологический центр «Метафракс».

95% акций АО «Росхим» (ранее АО «Русский водород»), согласно данным «СПАРК-Интерфакс», принадлежит ООО «Управляющая компания „Фин-Парт­нер“». Еще 0,45% юридического лица контролирует закрытый паевой инвестиционный фонд «Квинта». По информации на начало прошлого года, 85% в уставном капитале ООО принадлежало физическому лицу Алексею Сорокину.

На данный момент 100% акций «Метафракс Кемикалс» находится в собственности Росимущества. В прошлом году заместитель генпрокурора обратился с иском в Арбитражный суд Пермского края с требованием изъять почти 100% акций общества в доход государства. Суд согласился с позицией надзорного органа о том, что приватизация губахинского ГПО «Метанол» (акционировано в АО «Мета­фракс») была незаконной. По данным Генпрокуратуры, завод не мог перейти в частные руки, поскольку занимался на тот момент изготовлением метанола, который является ядовитым веществом. Кроме того, «Метафракс Кемикалс» до сих пор входит в перечень стратегических предприятий. Как считает истец, в нарушение действующего законодательства стратегический завод в итоге оказался под контролем иностранного резидента Сейфеддина Рустамова, который проживает в США. В нарушение существовавшего тогда порядка, решение о приватизации приняли не федеральные органы исполнительной власти, а областной комитет по управлению имуществом.

Представители ответчиков с требованиями Генпрокуратуры не согласились. По их мнению, заявитель не доказал, что продукт «метанол» на момент принятия решения о приватизации был классифицирован как ядовитое вещество законодательно. Кроме того, они указывали на пропуск срока исковой давности. По данным ответчиков, «Метафракс Кемикалс» регулярно раскрывал схему владения предприятием в отчетах для ФНС и других государственных органов. В итоге Арбитражный суд Пермского края удовлетворил требования надзорного органа в полном объеме. Это решение устояло в апелляционной инстанции, теперь оно обжалуется в кассации.

Стоит отметить, что АО «Росхим» уже получило в собственность или в управление доли в ряде крупных деприватизированных предприятий химической промышленности. Так, правительство РФ передало в доверительное управление обществу АО «Башкирская содовая компания» (в него входит и прикамское АО «Березниковский содовый завод»). Кроме того, «Росхим» выкупил у государства сибирское предприятие АО «Кучуксульфат». Бывший директор общества Альберт Худайбирдин в прошлом году был назначен генеральным директором «Метафракс Кемикалс» (сейчас он стал исполнительным директором губахинского химкомбината). В январе этого года общество также получило в доверительное управление АО «Волжский оргсинтез», одну из крупнейших химических компаний в Европе.

Источник в отрасли полагает, что «Росхим» оказался в «двоякой ситуации». «С одной стороны, „Мета­фракс Кемикалс“, как и другие компании в его контуре, пока является прибыльным бизнесом,— отмечает он.— Но формально компания берет на себя ответственность за развитие бизнеса, который ей не принадлежит. Не думаю, что в части KPI новым управленцам поставлена задача наращивания прибыли. Возможно, речь идет о сохранении производства и освоении новых продуктов». Собеседник «Ъ-Прикамье» полагает также, что в итоге «Метафракс Кемикалс» будет продан «Росхиму», как и «Кучуксульфат».

Дмитрий Астахов

Вся лента