«Остается лишь ждать, какой путь будет выбран правительством»
Игорь Намаконов, глава ФКИ
О дефиците кадров в креативных индустриях и привлечении в них инвестиций “Ъ” рассказал гендиректор Федерации креативных индустрий (ФКИ) Игорь Намаконов.
— Сколько отраслей вы относите к креативным индустриям? Какие это отрасли?
— Cвои проекты мы базируем на рубрикаторе ООН, в который входит 13 индустрий: IT, кино и ТВ, мода, дизайн, искусство, маркетинг, новые медиа, разработка игр и компьютерная графика, музыка и саунд-дизайн, архитектура, урбанистика, журналистика, и здесь добавляется гастрономия.
Но есть еще классификация большими группами. Их четыре — культурное наследие, основа на искусстве, индустрии современных медиа и прикладные индустрии (архитектура, мода, дизайн.— “Ъ”). Большой классификатор дает более широкий спектр развития, потому что креативные индустрии — это не статичная тема и сфера. Надо отталкиваться от понимания, что туда добавляется в зависимости от развития человеческого потенциала и идей.
— Что вы подразумеваете под «креативными индустриями»?
— Конечно, в первую очередь, что это тип экономики, ее сектор. Он основан на капитализации интеллектуальной собственности во всех областях человеческой деятельности: научной, научно-технической, культурной. Ядром этой экономики выступают как раз креативные индустрии, а субъектом — креативные предприниматели.
Соответственно, задача — создавать условия для увеличения нематериальных активов и инструментов их капитализации и интеграции в рынок. Ярким примером стала в Москве программа получения кредитов под залог нематериальных активов.
— Когда возник дефицит специалистов в секторе?
— Он ощущается с 2023 года, с учетом того что возникла необходимость и создания центров развития в регионах, и организации внутриведомственных комитетов, отделов, которые позволяли бы темой заниматься предметно, а не по остаточному принципу. Отдельно стоит большой блок специалистов внутри рынка, связанный с управлением, продюсированием. Запрос на них растет.
Авторов как было много, так и осталось. Но умение создать условия для их развития, дистрибуции, упаковки креативных продуктов составляет большую сложность. До сих пор не было отлаженного механизма подготовки таких кадров. И дефицит не снизится в 2024 году, поскольку подготовка кадров по управлению и продюсированию в отдельных направлениях занимает от двух до четырех лет.
— Как должна регулироваться отрасль?
— В сфере управления по обороту прав на результаты творческой деятельности существует центр, который так и называется — РЦИС. Это форма общественно-государственной организации, созданной при участии рынка, профильных ведомств. Такую же структуру, которая управляет ключевыми вопросами и занимается развитием сектора, я вижу и с креативными индустриями. Остается лишь ждать, какой путь будет выбран правительством.
— Какие меры могли бы сделать отрасль более привлекательной для инвестиций?
— Мы должны понять, что приоритетные креативные индустрии каждого региона, исходя из наследия, существующей среды рыночной, уже являются доминирующими. На их основании и нужно выстраивать план активности, понимать лидеров, которые присутствуют на каждом из направлений. Нужно формировать центры развития, пока их недостаточно по стране, известно только о 17 центрах на всю Россию. Их количество должно расти.
Также необходимо активно внедрять повестку по защите прав и использованию нематериальных активов для увеличения капитализации. Важно развитие банковской системы, которая как раз могла бы быть направлена на формирование качественных продуктов для креативных предпринимателей под залог нематериальных активов.