Подписи не вышли почерком
ЦИК нашел нарушения в документах двух кандидатов в президенты
Окончательное число зарегистрированных кандидатов в президенты по сравнению с концом января, судя по всему, не изменится. В понедельник лидер «Коммунистов России» Сергей Малинкович и выдвиженец партии «Гражданская инициатива» Борис Надеждин получили протоколы проверки собранных ими подписей, и в обоих случаях выяснилось, что процент брака превышает допустимый законом порог в 5%. Но если коммунист не намерен спорить с Центризбиркомом (ЦИК), чтобы «не нарушать стабильность», то господин Надеждин готов отстаивать свою правоту в Верховном суде, а в его штабе уверяют, что комиссия при проверке автографов и сама допустила немало ошибок.
Центризбирком (ЦИК) 5 февраля передал представителям кандидатов в президенты итоговые протоколы проверки подписей, собранных в поддержку председателя ЦК партии «Коммунисты России» Сергея Малинковича и выдвинутого партией «Гражданская инициатива» экс-депутата Госдумы Бориса Надеждина. В обоих случаях итог проверки участников кампании не обнадежил.
Господин Малинкович рассказал “Ъ”, что рабочая группа ЦИКа выявила в его подписных листах 14,9% брака: из 60 тыс. проверенных автографов недостоверными либо недействительными признаны 8979.
По словам лидера «Коммунистов России», оспаривать ожидаемое решение ЦИКа об отказе в регистрации он и его сторонники не будут: «Не потому, что с ним согласны, но потому, что сейчас период СВО, и мы не хотим нарушать стабильность в обществе».
У Бориса Надеждина, как сообщили “Ъ” в его штабе, недействительными признаны 9209 подписей, то есть более 15% от отобранных на проверку 60 тыс. Это тоже предполагает отказ в регистрации, так как по закону количество выявленных при выборочной проверке недостоверных и недействительных подписей избирателей не может составлять более 5% от их общего количества. Сам кандидат в своем Telegram-канале сообщил, что планирует «отбивать» сданные автографы, то есть намерен доказать их подлинность.
«Нам достаточно отбить примерно 4500 подписей из 9209 признанных недействительными»,— подсчитал господин Надеждин.
Как следует из итогового протокола проверки, почти половина подписей за Бориса Надеждина (4442) забракованы на основании заключений графолога: утверждается, что имя либо дата внесены избирателями не собственноручно. Также у рабочей группы ЦИКа оказалось много претензий к самим сборщикам: их данные либо нотариально не заверены, либо неполные, либо же сборщик и вовсе является членом избирательной комиссии, что запрещено законом (такие собрали 360 автографов). Еще 858 подписей забраковало МВД, квалифицировав сведения об избирателях как недостоверные. «Такая формулировка может подразумевать и ошибку в адресе, и что паспорт, реквизиты которого указаны в подписи, признан недействительным. Но в нашем случае приходится говорить о большом количестве ошибок и опечаток, которые допустил сам ЦИК при формировании запроса в МВД. Например, там есть города "ростов на дому" и несколько раз повторяется город "Салихард" — понятно, что МВД квалифицирует такой адрес как недостоверный. Но говорить о существовании "мертвых душ" среди подписавшихся нельзя»,— уверен собеседник “Ъ” в штабе господина Надеждина. По его словам, там сейчас готовят свои возражения на итоги проверки, и рабочая группа ЦИКа должна будет обсудить их перед заседанием 7 февраля.
Напомним, еще на прошлой неделе зампред комиссии Николай Булаев заявил, что в представленных кандидатами Малинковичем и Надеждиным подписях есть ошибки, которые вызывают удивление. «Когда там какая-то неточность в написании, Центральная избирательная комиссия по предложению рабочей группы, как правило, не учитывает, не засчитывает, а считает, что такое допустимо. Но когда мы видим десятки, и не один десяток людей, которых на этом свете уже нет, а они дали подпись, возникает вопрос в чистоплотности этических норм, которые используются в том числе сборщиками подписей. В какой-то степени кандидат к этому впрямую причастен»,— сказал господин Булаев, не уточнив, правда, о ком именно из кандидатов идет речь.
По словам Сергея Малинковича, в его подписных листах подписей «мертвых душ» нет. «Наши подписи собраны честно»,— настаивает коммунист, хотя и не исключает, что были допущены формальные ошибки.
Согласно протоколу проверки, с которым удалось ознакомиться “Ъ”, большая часть подписей за лидера «Коммунистов России» также была забракована графологами.
Более 2 тыс. автографов признаны собранными с нарушениями (на рабочем месте, в местах выдачи пособий и зарплаты, а также при участии органов госвласти или оказании благотворительной помощи). Сведения об избирателях не соответствуют действительности в 583 случаях.
Окончательное решение о регистрации кандидатов Малинковича и Надеждина ЦИК должен принять на заседании в среду. Борис Надеждин уже заявил, что в случае отказа в допуске к выборам обжалует это решение в Верховном суде.