Популизму не хватило обоснований
Правительственная комиссия не поддержала социальные инициативы парламентской оппозиции
Комиссия правительства по законопроектной деятельности в понедельник утвердила новый пакет отзывов на депутатские инициативы. Речь преимущественно шла о проектах социальной или даже откровенно популистской направленности, внесенных представителями оппозиции. Среди них — поправки «Справедливой России — За правду» (СРЗП) о налоге на сверхприбыль для нефтегазовых и угольных кампаний, а также ряд предложений СРЗП и ЛДПР о поддержке семей, детей, наемных работников и т. д. Все эти законопроекты правительство не поддержало — в основном как необоснованные или избыточные.
Поправки о включении с 1 января 2024 года нефтегазовых и угольных кампаний в число плательщиков налога на сверхприбыль стали одной из программных инициатив СРЗП. Но это не убедило правительственную комиссию в необходимости ее поддержать. «В отношении данных организаций уже были приняты меры по изъятию дополнительных доходов через увеличение налога на добычу полезных ископаемых»,— лаконично говорится в отзыве.
Лидер СРЗП Сергей Миронов предложил установить в качестве дополнительных мер поддержки многодетных молодых семей беспроцентный целевой заем на жилье со сроком погашения до 25 лет и льготную ставку по кредиту на приобретение или строительство жилья. Комиссия в ответ указала, что «на федеральном и региональном уровнях выстроена целая система мер поддержки» семей в жилищном вопросе, а автор в нарушение ст. 83 Бюджетного кодекса не определил источники финансирования новых расходных обязательств.
Не были поддержаны и поправки председателя ЛДПР Леонида Слуцкого к Семейному кодексу о возложении на органы опеки обязанности по выплате алиментов в случае, если должник не платит их более полугода. Их размер предлагается определять субъектам РФ (не выше суммы, указанной в исполнительных документах, и не ниже регионального прожиточного минимума для детей). Комиссия в своем отзыве отмечает, что таким образом обязанность по выплате алиментов фактически перекладывается на государство, что может привести к еще большему снижению ответственности алиментщиков. Существующий в законодательстве баланс защиты прав и законных интересов должника и взыскателя комиссия считает достаточным и к тому же снова ссылается на нарушение ст. 83 Бюджетного кодекса.
Тот же господин Слуцкий выступил с идеей ввести социальные сертификаты для детей, которым не хватило мест в детсадах. В отзыве говорится, что механизм воплощения этой идеи «неясен, поскольку порядок и критерии предоставления социального сертификата, а также способы его реализации законопроектом не определены». Непонятно также, сколько денег нужно будет выделить на осуществление этой инициативы, поскольку нет данных о количестве детей, которым не хватило мест в детсадах. Не нашел поддержки в правительстве и еще один социальный проект либерал-демократов — о том, чтобы печатать инструкцию к лекарствам крупным шрифтом, размером (кеглем) не менее 12 пунктов. Комиссия отмечает, что минимальный размер шрифта (8 пунктов) утвержден приказом Минздрава, который, в свою очередь, соответствует требованиям к инструкции, утвержденным Советом Евразийской экономической комиссии.
Также депутаты от ЛДПР предлагали поправки к Трудовому кодексу об увеличении срока обращения работника в суд по спорам об увольнении с одного до двух месяцев со дня вручения ему приказа об увольнении. Комиссия в своем отзыве напоминает, что этот вопрос не раз становился «предметом конституционного контроля» и один месяц признавался достаточным сроком, да и в целом права работников при рассмотрении трудовых споров «защищены достаточным образом».
Наконец, Ярослав Нилов (ЛДПР) предлагал дать гражданам возможность направлять средства материнского капитала на получение детьми платных медицинских услуг и лекарственных препаратов по назначению врача. Комиссия, однако, сослалась на программу госгарантий бесплатной медицинской помощи, в которой детям уже «уделяется особое внимание». Также автору напомнили о созданном указом президента фонде поддержки детей с тяжелыми заболеваниями «Круг добра».
«Большое количество инициатив ЛДПР И СРЗП не переходит в качество, но они за этим и не гонятся,— комментирует ситуацию член Российской ассоциации по связям с общественностью Павел Склянчук.— ЛДПР важно публично застолбить тему первыми, чтобы спустя даже десять лет, когда похожая идея будет воплощена в законе, заявить о том, что надо было слушать их. У СРЗП хорошие идеи, но хромает юридическая проработка текста». Что же касается проекта о налоге на сверхприбыль для нефтегазовых компаний, то он был внесен в сентябре 2023 года, когда уже стало понятно, что правительство такой механизм реализует, указывает эксперт. Кроме того, он считает, что «источником для вдохновения оппозиционных фракций», безусловно, являются «тематические» годы: сейчас это Год семьи, а «до этого были учителя и наставники».
Минюст отчитался о выполнении плана по законотворчеству
Министерство юстиции направило в аппарат правительства годовой отчет об исполнении плана законопроектной деятельности (есть у “Ъ”). Перед началом осенней сессии Госдумы 2023 года правительство решило расширить этот план, добавив к уже имеющимся в нем 18 инициативам еще 31. Пресс-служба кабмина объяснила это необходимостью разработки «законопроектов, нацеленных на повышение качества жизни граждан, дальнейший экономический рост и научно-технологическое развитие страны, повышение качества государственного управления, создание условий для сбалансированного регионального развития».
Согласно отчету Минюста, в 2023 году 11 законопроектов из этого перечня обрели статус законов и были подписаны президентом. Три из них были подготовлены Минпромторгом, по одному — Минэкономики, Минстроем, Минфином, «Роскосмосом», МИДом, Минвостокразвития и Минсельхозом. 16 инициатив находятся в Думе на различных стадиях рассмотрения. Четыре их них подготовил Минюст, две — МЧС, по одной — Минкульт, Минтранс, Минфин, Минстрой, Минсельхоз, Минвостокразвития, Минтруд, Минэкономики и Минприроды.
15 законопроектов находятся на рассмотрении в аппарате правительства РФ. Семь их них разработал Минфин, по два — МИД и Минюст, по одному — МЧС, Росреестр и МВД. Один проект Минприроды «реализован в ином федеральном законе», еще один проект Минфина возвращен аппаратом кабмина на доработку. Наконец, два документа (Минсельхоза и ФАС) исключены из плана, а три (Минтранса, Минюста и Минфина) сняты с контроля.