Золотопромышленнику нашли аферу на Кипре
Павла Масловского не отпустили в колонию ради расследования новой аферы
“Ъ” стали известны подробности нового уголовного дела о мошенничестве, которое расследуется в отношении осужденного на 5,5 года заключения экс-руководителя крупной золотодобывающей компании Petropavlovsk Павла Масловского. На этот раз следственный департамент МВД России обвинил золотопромышленника в причастности к выводу $83 млн из кипрской инвестиционной компании V.M.H.Y. Holdings, соучредителем которой до 2012 года он являлся. По ходатайству следствия господин Масловский был арестован в СИЗО, который не успел покинуть после приговора. Апелляционная инстанция Мосгорсуда во вторник оставила это решение в силе.
Рассматривавший жалобу защиты на арест господина Масловского судья Мосгорсуда сообщил, что еще в 2017 году по факту вывода из компании V.M.H.Y. Holdings средств кредиторов было возбуждено уголовное дело, в рамках которого МВД пыталось привлечь к ответственности ее руководителей. Однако основатели компании — россиянин Андрей Вдовин и гражданин Великобритании Питер Хамбро — находятся за границей.
Павел Масловский, числившийся, по данным “Ъ”, среди соучредителей V.M.H.Y. Holdings, вначале проходил по уголовному делу в качестве свидетеля, поскольку в 2012 году фактически вышел из ее состава, став сенатором от Амурской области. При этом он регулярно ходил на допросы к следователям, давая показания по делу. Участвовал он и в очных ставках с другими фигурантами.
Однако в июле прошлого года в СД МВД решили все-таки изменить процессуальный статус господина Масловского, вменив ему в вину совершение преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 (групповое мошенничество в особо крупном размере) УК РФ.
При этом следствие не стало избирать уже находившемуся в СИЗО экс-золотопромышленнику какую-либо новую меру пресечения. Но после того как господину Масловскому в декабре 2022 года вынесли приговор по первому делу, а затем апелляционная инстанция горсуда оставила его в силе, следствие решило инициировать его новый арест.
При этом в СД МВД мотивировали ходатайство тем, что осужденного Масловского должны отправить в колонию общего режима, откуда он мог возобновить контакты с сообщниками. А поскольку под стражей он находился с декабря 2020 года, в колонии сможет ходатайствовать об условно-досрочном освобождении (УДО) и добиться его, а затем и скрыться от нового расследования. В результате в декабре прошлого года Мещанский райсуд по просьбе МВД оставил господина Масловского в СИЗО.
В городском суде адвокат Дмитрий Ляховицкий заявил, что категорически против решения райсуда, поскольку ни о каком УДО его подзащитный просить не собирался. Не мог он из колонии и контактировать с беглыми сообщниками, поскольку в заявке на телефонные звонки всегда указывается лицо, с которым хочет связаться заключенный. Да и сам разговор, по словам адвоката, происходит под контролем работников ФСИН.
Зато после повторного ареста осужденный снова оказался в тяжелых условиях СИЗО, хотя, учитывая его почтенный возраст и многочисленные заболевания, должен содержаться на облегченном режиме.
По мнению защитника, избирая меру пресечения золотопромышленнику, суд вообще не учел состояние его здоровья.
Кроме того, адвокат Ляховицкий обратил внимание председательствующего на то, что следствием не была достаточно изучена сама причастность его клиента к вменяемому ему в вину преступлению. Защитник утверждает, что господин Масловский ушел из компании еще до того, когда она стала привлекать заемные средства на развитие. Они и считаются похищенными. А значит, по словам адвоката, господин Масловский не может отвечать на претензии клиентов V.M.H.Y. Holdings, которые и легли в основу дела. Под следствием же, считает адвокат, его подзащитный оказался лишь потому, что с него, в отличие от беглых учредителей компании, потерпевшим проще взыскать средства.
Выступивший в режиме видеоконференции из СИЗО господин Масловский заявил, что следствие пытается оказать на него давление, не пуская к нему на свидание супругу. При этом он отметил, что не имеет ничего общего с учредителями V.M.H.Y. Holdings, поскольку добровольно вышел из этого бизнеса.
В свою очередь, представитель потерпевших Сергей Гревцов выступил против изменения меры пресечения золотопромышленнику. В частности, отметил он, должностным лицам колонии, в которую должен был отправиться господин Масловский, будет трудно контролировать его переговоры, поскольку они просто не в курсе подробностей его нового уголовного дела. Мосгорсуд оставил арест в силе.
Как ранее сообщал “Ъ”, в декабре 2022 года господин Масловский был признан Басманным районным судом Москвы виновным в особо крупном мошенничестве и приговорен к отбытию 5,5-летнего срока за причинение золотодобывающей компании АО «Покровский рудник» ущерба на 99,348 млн руб. Как установил суд, в 2018 году Павел Масловский и его сын Алексей вступили в преступный сговор с целью хищения средств АО «путем продажи обществу по завышенной стоимости» здания, которым владел Масловский-младший. При этом, было отмечено в приговоре, Павел Масловский, пользуясь своим служебным положением, оказал давление на других членов совета директоров АО с тем, чтобы они согласились на эту заведомо невыгодную сделку.