Обвинение подпитали энергией
Бывших совладельца и руководителей «ТНС энерго» обвиняют в создании ОПС и мошенничестве
Тверской суд Москвы приступил к рассмотрению материалов уголовного дела Дмитрия Аржанова, бывшего совладельца некогда крупнейшего российского частного энергохолдинга «ТНС энерго». Он, а также бывшие генеральный директор «ТНС энерго» Сергей Афанасьев, заместитель гендиректора холдинга Софья Афанасьева и исполнительный директор «ТНС энерго Нижний Новгород» Борис Щуров обвиняются в особо крупном мошенничестве, а также создании организованного преступного сообщества (ОПС) или участии в нем. По версии следствия, члены ОПС похитили 5,5 млрд руб. у компании «Россети Центр и Приволжье», не перечислив ей средства, уплаченные потребителями электроэнергии.
В Тверском суде столицы начались слушания по существу уголовного дела о миллиардных хищениях у компании «Россети Центр и Приволжье». По данным “Ъ”, на предварительных заседаниях, а их прошло несколько, защита подсудимых, указывая на допущенные, по ее мнению, в ходе расследования нарушения, настаивала на возвращении материалов дела в прокуратуру. Однако суд ходатайства отклонил.
На первом заседании по существу прокурором было зачитано обвинительное заключение. Уголовное дело о масштабных хищениях с участием Дмитрия Аржанова и его подчиненных следственный департамент МВД возбудил 22 октября 2020 года. Как следует из его материалов, руководством ТНС была придумана хитроумная криминальная схема, которая была реализована в период с августа 2011 года по октябрь 2020 года. В это время, говорится в уголовном деле, руководство крупнейшего на тот момент частного энергетического холдинга целенаправленно вводило в заблуждение своего поставщика — ПАО «Россети Центр и Приволжье». Фигуранты, по версии следствия, систематически демонстрировали энергокомпании документы о якобы глобальных неплатежах со стороны потребителей. На самом деле, по данным следствия, финансовая ситуация была совершенно иной: средства в адрес ТНС поступали, однако затем вместо оплаты поставок электроэнергии их отправляли на сторонние проекты, а также выводили за границу.
Согласно подсчетам следствия, таким образом у ПАО «Россети Центр и Приволжье» было похищено более 5,5 млрд руб.
Отметим, что в начале расследования в материалах дела речь шла лишь об особо крупном мошенничестве (ч. 4 ст. 159 УК РФ), но незадолго до завершения следственных действий обвинение фигурантам было ужесточено: появился пункт об организации преступного сообщества с использованием своего служебного положения (ч. 3 ст. 210 УК РФ).
В материалах расследования фигурирует также и Джамил Дашин, возглавлявший на момент своего ареста нижегородское АО «Межрегиональная энергосбытовая компания». Однако ему 210-я статья УК, в отличие от его подельников, в вину не вменялась, и его дело, выделенное в отдельное производство, по данным “Ъ”, в суд не направлялось. Материалы в отношении господина Дашина были выделены после того, как он признал вину и согласился сотрудничать со следствием, дав в том числе показания и на господина Аржанова.
Как ранее сообщал “Ъ”, бывший совладелец «ТНС энерго» Дмитрий Аржанов был задержан в ноябре 2020 года, после чего Тверской суд санкционировал его арест. На момент заключения под стражу бизнесмен входил в список российского Forbes, его состояние оценивалось в сумму более $1 млрд.
А за несколько дней до избрания меры пресечения господину Аржанову тот же Тверской райсуд удовлетворил ходатайства следственного департамента МВД об арестах и других фигурантов дела — тогдашнего гендиректора энергохолдинга Сергея Афанасьева, его супруги, экс-члена совета директоров ТНС и заместителя гендиректора по управлению дочерними обществами Софьи Афанасьевой, а также еще одного замгендиректора — исполнительного директора «ТНС энерго Нижний Новгород» Бориса Щурова.
Действие избранной поначалу всем фигурантам меры пресечения затем неоднократно продлевалось, и лишь в начале 2023 года Мосгорсуд решил ее смягчить, отправив всех обвиняемых из СИЗО под домашний арест.
Освобождение фигурантов из следственных изоляторов практически совпало с завершением следственных действий по их делу. Впрочем, позже кассационная инстанция решение о смягчении меры пресечения отменила.
Никто из фигурантов расследования вины не признает. Их защита не комментирует ни результаты предварительного следствия, ни перспективы судебного разбирательства.