Пробы ставить некогда
Ювелиры просят отсрочить обязательную маркировку изделий
Ювелиры через отраслевые ассоциации пытаются добиться как минимум переноса на два года сроков внедрения обязательной физической маркировки своих изделий, которая должна стартовать в марте 2024 года. Максимальная задача участников рынка — добиться полного отказа от маркировки, оставив на ювелирных изделиях только двумерный штриховой код. Свои предложения объединения объясняют тем, что производители не успевают в установленный срок подготовиться к новым правилам. В Федеральной пробирной палате между тем отмечают, что у ювелиров было достаточно времени для этого и запуск маркировки уже откладывался несколько раз.
В распоряжении “Ъ” оказалось письмо, где Ассоциация ювелиров (объединяет крупные отраслевые компании, на долю которых приходится 50% розничных продаж в РФ) просит премьер-министра РФ Михаила Мишустину перенести на два года, до 1 сентября 2026 года, срок обязательной маркировки ювелирных изделий, заявленных в качестве остатков. В аппарате правительства сообщили “Ъ”, что получили обращение и оно «будет рассмотрено в установленном порядке».
С 1 марта вводится обязательная физическая маркировка (с нанесением кода на поверхность изделий) всей ювелирной продукции. А изделия, заявленные в качестве остатков, должны быть промаркированы до 1 сентября.
Ассоциация в своем письме указывает, что с 1 января 2023 года вступили в силу нормы, отменившие упрощенную систему налогообложения (УСН) в ювелирной отрасли. И сейчас участники рынка регистрируют все запасы своей продукции в ГИИС ДМДК — госсистеме по контролю за оборотом драгоценных металлов, камней и изделий.
Изначально Федеральная пробирная палата (ФПП) по срокам запуска маркировки и внедрению системы ГИИС ДМДК ориентировалась на текущие объемы бизнеса, но после отмены УСН выявилось большое количество дополнительных изделий, которые раньше никак нигде не фигурировали, поясняет гендиректор Ассоциации ювелиров Вадим Серов. Учитывая реальные объемы рынка, невозможно промаркировать весь объем изделий к установленным срокам, добавляет он. Кроме того, указывается в письме ассоциации, при отправке украшений на маркировку магазины останутся с полупустыми прилавками в среднем на два месяца.
В ФПП заявили “Ъ”, что внедрение системы прослеживаемости товаров привело к «обелению» ювелирной отрасли. При этом, как уточнили в палате, Минфин подготовил проект постановления, разрешающий не маркировать некоторые мелкие изделия после их проверки сотрудниками ФПП. Там добавляют, что такие украшения составляют около 5–10% от общего объема. В ФПП также считают, что около 20–25% изделий, находящихся сейчас в остатках, «могут иметь клейма сомнительного происхождения», и сведения о фальшивых данных будут направляться в правоохранительные органы. Изделия, на которые нанесены такие клейма, будут оставаться в палате в ожидании итогов разбирательства, предупреждают в ФПП.
В то же время другое объединение — Гильдия ювелиров обратилась к главе комитета по бюджету и финансовым рынкам Совета федерации Анатолию Артамонову с инициативой совсем отказаться от физической маркировки ювелирных изделий, оставив только двумерный штриховой код, наносимый на неразрывно связанную с изделием бирку.
Копия этого письма тоже есть у “Ъ”. В Совете федерации не ответили “Ъ”. Гильдия, впрочем, предлагает не сразу отказаться от обязательной маркировки, а перенести ее на два года и за это время посмотреть, как на практике будет вестись оборот ювелирных изделий с двумерным штриховым кодом и уникальным номером (УИН).
В письме сенатору гильдия утверждает, что риск «перевешивания» бирок с кодами с одного изделия на другое или дублирования бирок с идентичными кодами и навешивания на несколько изделий отсутствует из-за внедрения универсальных транспортных модулей. Через эти модули розница производит автоматический запрос на соответствие изделия на его уникальный номер. «В такой ситуации для производителей умышленное перевешивание бирки с УИН и двумерным штриховым кодом экономически невыгодно»,— утверждают в гильдии. Также из-за малых габаритов покупатель не может считать микрокод на ювелирном изделии при его покупке, он также часто оказывается нечитаемым при применении сканеров, указано в письме.
В Федеральной пробирной палате отмечают, что предельный срок для маркировки уже дважды переносился, поэтому необходимо «еще раз просчитать последствия такого решения и уточнить реальные объемы ювелирных изделий». Там полагают, что еще один перенос сроков может в целом дестимулировать рынок, что повлияет на процесс подтверждения подлинности изделий.