Прилавки дождались покупателей

Власти Татарстана отчитались о восстановлении потребительского рынка в 2023 году

Оборот розничной торговли в Татарстане в 2023 году вырос на 11,3%. Это свидетельствует о восстановлении потребительского рынка, который проседал после начала специальной военной операции (СВО). Минпромторг республики отчитался, что в прошедшем году жители смогли себе позволить тратить больше денег не только на еду, но и на другие товары. Выручка кафе и ресторанов увеличилась сразу на 15%. По мнению экспертов, стабилизация на потребительском рынке «налицо», но они связывают рост объемов торговли в первую очередь с удорожанием сырья и ресурсов. Они сомневаются, что активизации потребительской активности способствовал рост доходов населения.

Фото: Марина Молдавская, Коммерсантъ

Оборот розничной торговли в Татарстане в 2023 году достиг 1,4 трлн руб. Это на 11,3% больше, чем по итогам 2022 года, если сравнивать в сопоставимых ценах. Такие данные во вторник опубликовал Минпромторг республики.

В первую очередь увеличился оборот розничной торговли непродовольственными товарами.

Он составил 772,4 млрд руб., что на 15,6% больше, чем годом ранее. Траты же на питание у жителей республики выросли на 6,3%. В результате оборот торговли пищевыми продуктами достиг 627,7 млрд руб. Его доля составила 44,8% в общей структуре розницы республики.

При этом, согласно данным министерства, вырос удельный вес торговых сетей в общем объеме: с 34,6% в 2022 году до 44,8% в 2023-м. Доля продаж на рынках и ярмарках, наоборот, сократилась — с 7,7% до 7,4%.

Общее количество предприятий торговли снизилось в Татарстане до 16,44 тыс., или на 4,7%. То есть за год в республике закрылось 814 магазинов. Количество рынков уменьшилось с 24 до 20. Вместе с тем обеспеченность торговыми площадями на 1 тыс. жителей, наоборот, выросла: с 924,4 кв. м до 948,4 кв. м.

Кафе, рестораны, бары и столовые показали рекордный рост выручки в 2023 году — 14,8%

В результате оборот общественного питания достиг 67,3 млрд руб. Объем бытовых услуг увеличился на 5,8% — до 63,7 млрд руб. При этом число предприятий общепита выросло до 5,44 тыс. (+6,7%), а объектов бытового обслуживания — до 6,59 тыс. (+26,2%).

Рост потребительской активности в Татарстане фиксируется после ее спада весной 2022 года на фоне спецоперации РФ на Украине. В том году оборот розничной торговли сократился на 3,1%, а объемы продаж непродовольственных товаров упали на 8,9%. Чиновники это связывали с влиянием западных санкций против РФ, из-за чего были затруднены поставки в страну автомобилей и техники, в том числе мобильных телефонов. Объем бытовых услуг и оборот розничной торговли в 2022 году увеличивались на 4,7% и 3,6% соответственно.

«Действительно, можно сказать о восстановлении потребительского рынка Татарстана. 2022 год был сложным, турбулентным, сокращалось потребление, в том числе и за счет экономической неопределенности. В этом плане стабилизация налицо»,— говорит президент инвестиционной платформы «ИнвойсКафе» Геннадий Фофанов. Однако он считает, что основной причиной роста объемов торговли является не полностью учтенное статистикой «общее удорожание сырья, стоимости коммунальных ресурсов, которые затрачиваются на производство всех видов товарного предложения и отражаются на конечных потребительских ценах».

Господин Фофанов напоминает, что по итогам 2023 года Росстат оценивает инфляцию на уровне 7,4%, однако удорожание некоторых товаров и услуг происходило опережающими темпами.

«Нельзя утверждать однозначно, что у населения растут доходы и они направляются на приобретение дополнительных товаров и услуг»,— полагает он. Эксперт считает, что реализация «товарной массы в рознице будет и дальше нарастать», в том числе за счет развития маркетплейсов. «Потребительская модель вряд ли будет подвержена изменениям. Общество привыкло регулярно что-то потреблять, а срок обновления товаров в домохозяйствах с каждым годом сокращается, в том числе и за счет активной позиции продавцов»,— заключает он.

Кирилл Антонов

Вся лента