Сами с ZOOMами
В Удмуртии пользователи отдают предпочтение отечественным ВКС-сервисам
Ставший популярным в пандемию коронавируса сервис видеоконференций (ВКС) Zoom за 2023 год потерял в Удмуртии 32% трафика, в то время как отечественные сервисы показали значительный прирост. Об этом сообщают аналитики Yota. Зарубежные ВКС-сервисы ушли из России, и их ниши активно заполняют отечественные. Эксперты связывают это с ограничением оплаты иностранных сервисов и прекращением поддержки пользователей из России.
В Удмуртии по итогам 2023 года Zoom потерял лидерство среди сервисов для видеоконференций, расход трафика внутри приложения снизился на 32% в сравнении с 2022 годом, рассказали аналитики Yota. Аналогичный спад демонстрирует Skype, где активность абонентов уменьшилась на треть.
На первую строчку вырвался Microsoft Teams, он единственный среди иностранных сервисов этого сегмента показал значительный рост потребляемого трафика — в 3,5 раза.
Среди отечественных приложений больше всего гигабайт россияне тратят в Pruffme, который за год хоть и не вырос по трафику, но смог на 8% увеличить число пользователей. Другие решения также развиваются семимильными шагами. Потребление трафика в «Контур Толк» увеличилось в 5,5 раза, в VK Teams — в 3,4 раза, в TrueConf — в 2,3 раза. Кроме того, сервисы «Яндекс Телемост» и «Салют, Jazz» прибавили 62% и 50% соответственно.
По статистике МегаФона, за год в Удмуртии объем трафика на популярных российских платформах вырос в два раза.
В пресс-службе TrueConf «Ъ-Удмуртия» сообщили, что в корпоративном сегменте, согласно аналитике компании, около 97% всех видеоконференций TrueConf проводятся на автономных платформах TrueConf Server, развернутых заказчиками локально в собственной инфраструктуре, и лишь 3% приходится на их облачный сервис TrueConf Online. «В России за последний год выросло общее число онлайн-встреч: на наших платформах проводится ежемесячно в среднем от 5 до 10 млн групповых видеоконференций, пик приходится на «бизнес-сезоны». Всего в России и в мире развернуто более 180 тыс. корпоративных систем TrueConf в частных и госкомпаниях, включая как коммерческие, поддерживающие от 10 до 1 млн пользователей каждая, так и бесплатные версии», отметили в компании.
Как отмечает руководитель по развитию направления ИБ «Максофт» Антон Морозов, рост интереса к отечественным ВКС-сервисам вызван уходом зарубежных производителей с российского рынка.
«Пользователи из России не могут купить платную версию Zoom, а функционал бесплатных ограничен. Microsoft Teams еще держится, так как возможности бесплатной версии позволяют проводить групповые встречи до 60 минут, а личные звонки фактически не ограничены. К тому же многим удобна интеграция с календарем и почтой»,— рассказал господин Морозов.
По словам эксперта, сказались требования, предъявляемые к защите персональных данных. Zoom — облачное решение, а значит, данные хранятся за границей и потенциально доступны третьим лицам, в то время как серверы Контур.Толка, VK Teams и других находятся в России, что обеспечивает стабильную работу сервисов и безопасность информации.
CEO корпоративного мессенджера Compass Евгений Громаковский также отмечает, что популярность Zoom, рост которой произошел во время пандемии коронавируса, снизилась после февраля 2022 года из-за невозможности оплатить сервис российскими картами Visa и MasterCard. Российским пользователям доступна только бесплатная версия: с ограничением длительности звонка в 40 минут и 10-минутным ожиданием между конференциями.
По статистике пользователи отдают предпочтение отечественным сервисам. Эксперт связывает это с тем, что там нет ограничений, их легко оплатить, а стабильность видеосигнала у крупных игроков не хуже, чем у Zoom. Также Zoom перестал продавать лицензии предприятиям госсектора, что тоже отразилось на популярности сервиса в России. Как рассказал господин Громаковский, на данный момент зарубежные сервисы ушли из России, однако Microsoft планирует возвращение и делает шаги на опережение. Например, дает бесплатные лицензии российским образовательным учреждениям. «В будущем, когда деловые связи восстановятся, у Microsoft Teams уже будет пользовательская база в России, и сервис составит конкуренцию российским продуктам, а пока мы прогнозируем, что крупные игроки, такие как Яндекс или VK, продолжат контролировать большую часть рынка»,— заявил эксперт.