Спортивный арбитражный суд отказался от десерта
CAS объяснил, почему дисквалифицировал Камилу Валиеву
Спортивный арбитражный суд (CAS) опубликовал мотивировочную часть решения по делу фигуристки Камилы Валиевой, дисквалифицированной на четыре года из-за положительной пробы на допинг. Из документа следует, что представители спортсменки утверждали, что запрещенный препарат попал в ее организм вместе с клубничным десертом. Однако убедить в этом суд им не удалось.
Как известно, на прошлой неделе Спортивный арбитражный суд дисквалифицировал российскую фигуристку Камилу Валиеву на четыре года из-за положительной допинг-пробы, взятой 21 декабря 2021 года во время чемпионата России в Санкт-Петербурге. В ней был обнаружен запрещенный препарат триметазидин. Теперь CAS опубликовал мотивировочную часть решения (.pdf). В решении говорится, что в положительной допинг-пробе спортсменки был обнаружен экдистерон, триметазидин и гипоксен.
О положительной пробе стало известно во время Олимпиады в Пекине, в феврале 2022 года, после того, как российская сборная во многом благодаря Валиевой выиграла золото командного турнира. Международный союз конькобежцев уже лишил россиян этой награды. Итог долгого и сложного допингового процесса вызвал волну возмущения в российских спортивных и политических кругах, которые считают наказание несправедливым или как минимум слишком суровым.
Четырехлетняя дисквалификация (де-факто ее срок отсчитывается с момента взятия пробы и истекает в 2025 году), по существу, означает конец карьеры знаменитой спортсменки.
Между тем мотивировочная часть громкого вердикта оказалась довольно короткой и емкой. В ней есть два очень любопытных момента. Первый — обнародованная CAS версия, которой придерживалась сторона спортсменки, старавшаяся доказать отсутствие умысла в ее действиях. Как выяснилось, Камила Валиева утверждала, что триметазидин попал в ее организм после употребления клубничного десерта, приготовленного ее дедушкой на разделочной доске, на которой он обычно измельчал свои лекарства (таблетки), содержащие препарат. Как попал в ее организм экдистерон (CAS указывает, что он «стимулирует рост мышц»), спортсменка не смогла объяснить, как и не смогла вспомнить, что когда-либо его принимала.
Однако арбитры решили, что ее объяснения «не были подтверждены никакими конкретными доказательствами и что спортсменка не смогла доказать, что совершила антидопинговое нарушение ненамеренно».
Второй момент вытекает из первого. Из-за того, что Камила Валиева не сумела представить доказательства отсутствия умысла при совершении нарушения, CAS не счел возможным «относиться к ней иначе, нежели как к взрослой спортсменке». Иными словами, из-за этого суд не принял во внимание тот факт, что во время Олимпиады Валиевой еще не исполнилось 16 лет и она имела статус «защищенного лица». Этот статус предусматривает возможность радикального смягчения санкций по сравнению с обычными — вплоть до предупреждения вместо дисквалификации в случае «незначительности» вины.