Герт Вилдерс теряет партнера, но набирает в рейтингах
В Нидерландах провалились переговоры о создании правящей коалиции
Переговоры о создании правящей коалиции в Нидерландах во главе с ультраправым Гертом Вилдерсом провалились. Причиной послужили отнюдь не разногласия по миграционной политике, из-за которых распалось прежнее правительство и которые были в центре последующей предвыборной кампании, а вопросы, связанные с финансовым положением страны. Именно они побудили одного из предполагаемых партнеров, главу центристской партии «Новый социальный контракт» Питера Омтзигта объявить о выходе из коалиционных переговоров. Впрочем, даже если в дальнейшем выход из тупика так и не будет найден и стране придется снова идти на досрочные выборы, господин Вилдерс не будет внакладе: с ноября рейтинг его Партии свободы вырос более чем на 10%.
А Питер Омтзигт против
После неожиданной победы на внеочередных парламентских выборах в Нидерландах в ноябре крайне правой Партии свободы никто не сулил ее лидеру Герту Вилдерсу легкой жизни. Переговоры о создании правящей коалиции в стране традиционно были процессом затяжным, но господину Вилдерсу предрекали максимум сложностей в привлечении партнеров прежде всего из-за его радикальных взглядов на миграцию и ислам, неприемлемых для большей части нидерландского политического мейнстрима.
На этой неделе переговоры о формировании нового правительства, шедшие несколько недель в конфиденциальном режиме, в итоге провалились. Во вторник вечером один из трех предполагаемых коалиционных партнеров Партии свободы, лидер центристской партии «Новый социальный контракт» (NSC) Питер Омтзигт заявил о выходе из переговорного процесса. Впрочем, сослался он отнюдь не на разногласия по теме миграции, а на проблемы с государственными финансами. Как пояснила пресс-служба партии вечером 6 февраля в сообщении на своем сайте, в NSC были шокированы деталями закрытых брифингов кабинета министров, касавшихся финансового состояния страны.
Никаких конкретных цифр в партии обнародовать не стали. Но на днях ведущие голландские экономисты предупредили, что новому правительству придется где-то изыскать €17 млрд на сокращение структурных расходов. Между тем вместо экономии господин Вилдерс, напротив, обещал снизить налоги и не допускать значительного сокращения расходов, что противоречило взглядам осмотрительного и экономного Питера Омтзигта.
«NSC не намерен давать голландскому народу обещания, которые, как он уже знает, пусты и которые не могут быть выполнены следующим правительством. Воздушные замки не являются основой безопасного существования»,— отметили в партии. Вместе с тем сам господин Омтзигт допустил, что, оставшись вне правительства, его партия может в будущем поддержать кабинет меньшинства при некоторых голосованиях в парламенте.
К коалиционным переговорам Партия свободы привлекла также правоцентристскую Народную партию за свободу и демократию (VVD) и популистское «Фермерско-гражданское движение» (BBB). И для этих несостоявшихся партнеров решение NSC стало ударом. «Нидерландам нужен этот кабинет, и теперь Омтзигт сдается, хотя до сегодняшнего дня мы все еще вели переговоры. Я вообще этого не понимаю»,— отметил Герт Вилдерс. «Очень удивлена» этим решением была и глава VVD Дилан Ешилгез-Зегериус. «Для нас стало полной неожиданностью, что Питер Омтзигт решил выйти из-за стола и прекратить обсуждения. Хотя до сегодняшнего дня мы разговаривали конструктивно, в хорошей атмосфере. Это удивительно»,— вторила им лидер ВВВ Кэролайн ван дер Плас.
Ошарашенным выглядел во вторник вечером даже отставной политик Лейбористской партии Рональд Пластерк, выступающий посредником на межпартийных переговорах. Он признался, что узнал о решении лидера NSC не лично от него, как следовало бы по протоколу, а из сообщения кого-то из коллег по WhatsApp (принадлежит Meta, которая признана в РФ экстремистской и запрещена). Но тут же заявил журналистам, что в среду вечером четверо лидеров попробуют вновь разрешить разногласия путем диалога. Впрочем, почти сразу же стало ясно, что новому раунду не суждено состояться: по данным ряда местных СМИ, господин Омтзигт отказался от всех новых встреч, дав понять, что решение принято.
Обратная сторона провала
Случившееся стало серьезным ударом по шансам Герта Вилдерса наконец занять долгожданное кресло премьера. Напомним, в ноябре его партия набрала большинство голосов на выборах, что позволило ей получить 37 депутатских мандатов. Это намного больше, чем получил второй финалист гонки — левоцентристский альянс лейбористов и «Зеленых левых» (25 кресел). Но сильно меньше 76 мест в 150-местном парламенте, необходимых для формирования правительства большинства.
Совместно с VVD (24 места), NSC (20 мест) и ВВВ (7 мест) арифметика выходила «правильной». Справедливости ради стоит отметить, что господин Вилдерс действительно проявил немалую склонность к компромиссам для привлечения партнеров и сколачивания устойчивой коалиции. Так, давно известный своим антиисламским настроем политик, последовательно выступавший за запрет мечетей и Корана в Нидерландах, пообещал отказаться от этих антиконституционных мер. Под сукно было положено и давнее стремление Герта Вилдерса провести в стране референдум по вопросу выхода из Евросоюза. И все потому, что такие идеи отвергли не избиратели, а потенциальные партнеры по коалиции.
С самоустранением из переговоров NSC шансов сформировать правительство большинства у господина Вилдерса почти не осталось. Однако низвергать его с политического олимпа преждевременно, как бы противникам крайне правой идеологии во всей Европе этого ни хотелось. Согласно большинству опросов, со времени своей оглушительной победы на ноябрьских выборах политическая сила господина Вилдерса еще больше упрочила свою популярность. По данным опроса, проведенного изданием Politico, поддержка его партии выросла к февралю до 32% по сравнению с 24% три месяца назад. А опрос, проведенный сайтом Peil.nl 3 февраля, показал: если бы выборы в Нидерландах прошли сейчас, крайне правые получили бы сразу 50 мест в парламенте, то есть на 13 больше, чем по итогам прошлого голосования.
На этом фоне нынешний провал коалиционных переговоров, чреватый новыми досрочными выборами, может в итоге оказаться для Герта Вилдерса вполне приемлемым развитием событий.