«Семерка» выводит нефть из тени
Как G7 планируют повлиять на морские перевозки российского топлива
Страны G7 придумали, как помешать России использовать теневой флот для экспорта нефти. Для этого международная группа разработает запрет на продажу танкеров неизвестным владельцам, а также будет вводить санкции против тех, кто нарушает ограничения «Группы семи», заявили в отделе управления по осуществлению финансовых санкций Великобритании. Там рассчитывают, что эти меры заставят Россию отказаться от теневого флота и использовать для транспортировки нефти суда стран G7. Они, в свою очередь, будут исправно соблюдать действующий потолок цен на сырье.
Сейчас он составляет $60 за баррель, а с помощью своих танкеров России удается продавать нефть дороже, отмечает Bloomberg. Однако эксперт по энергетике Финансового университета Станислав Митрахович, сомневается, что страны G7 решатся ужесточить борьбу с обходом ограничений:
«Весь смысл санкционных историй, связанных с танкерами, был в том, чтобы, с одной стороны, нанести ущерб России и заставить ее отказаться от части доходов, а с другой — создать ситуацию, в которой российская нефть и ключевые нефтепродукты продолжали бы поступать на мировые рынки. Чтобы снизить риски дефицита, Запад всегда вводил относительно умеренные меры.
Теоретически можно представить ужесточения вплоть до попытки ареста каких-нибудь танкеров, которые везут российскую нефть или нефтепродукцию, условно, в районе Персидского залива без учета принадлежности этих танкеров к тем или иным судоходным компаниям. Но американцы этого не делали, потому что понимали, что можно спровоцировать, во-первых, дефицит нефти и нефтепродуктов с ростом цен, а, во-вторых, испортить отношения со странами Глобального Юга и Востока, к чему США на текущем этапе тоже не готовы. Сейчас, как и раньше, их действия будут сдерживаться этими двумя обстоятельствами.
Единственное, что может подтолкнуть американцев к более жестким действиям — это падение мировых цен на нефть, когда будет очевидно, что нет рисков высоких цен и дефицита. Но, учитывая факторы хуситов и Ирана, пока этого сложно ожидать».
По оценкам Bloomberg, из-за того, что Россия стала использовать теневой флот для обхода потолка цен, в мире сформировался серый рынок нефти объемом в $11 млрд. При этом ежемесячный доход Москвы от экспорта сырья стал даже больше, чем до начала боевых действий на Украине. Теневой флот обеспечил перевозку 45% углеводородов, и значительная часть объемов поступает в Европу через Ливию.
Однако эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков считает, что в реальности танкеры перевозят меньше российской нефти. Но, по его словам, даже такие объемы флот стран G7 не будет брать на себя: «Нужно смотреть, как они считают эти 40-45% российского экспорта: от всех объемов или от российской добычи. Потому что Россия добывает 520 млн тонн, около половины от этого мы экспортируем в сыром виде, и объемы поставок морским транспортом и трубопроводом примерно равнозначные.
Я бы сказал, что морским транспортом идет где-то четверть российской нефти, то есть, если, условно говоря, в сутки мы добываем примерно 10 млн баррелей, то 2,5 млн баррелей экспортируется теневым флотом. С тех пор как ввели потолок цены, западные компании вообще не перевозят российскую нефть, потому что они боятся.
Не совсем понятен механизм предоставления доказательств того, что ты перевез российскую нефть в соответствии с потолком цены. В этом плане призывы, мол, мы вернем Россию в международный флот, достаточно бессмысленны. Там никто не ждет российскую нефть, потому что не хочет ее перевозить».
В начале декабря 2023-го США уже вводили санкции против трех танкеров за перевозку российской нефти выше потолка. Тогда под ограничения попали одна компания из Либерии и две из Объединенных Арабских Эмиратов. А в июне британская фирма Lloyd's Register, которая выдает одобрения для страхования кораблей, лишила сертификации 21 судно, принадлежащее индийской компании, за нарушение санкций.
С нами все ясно — Telegram-канал "Ъ FM".