«Арт-резиденция объединяет творческие силы всех видов искусства»
Дмитрий Буткевич — о работе «Поляриса»
Обозреватель “Ъ FM” Дмитрий Буткевич рассказывает, в частности, о Ямальской биеннале и выставке «Весь этот мир».
Салехард — единственный в мире город, расположенный прямо на полярном круге. В качестве подтверждения: здесь можно играть со стелой, которая находится на городской окраине. Один шаг — и ты переходишь из Приполярья в Заполярье. Кстати, как с удовольствием рассказывают местные, раньше тем, кто работал, так сказать, южнее, не платили северную надбавку, зато сейчас платят всему городу. Но это материальная сторона, а мы-то с вами о духовном.
В 2020-2021 годах была создана арт-резиденция «Полярис», которая объединяет творческие силы всех видов искусства не только в столице Ямало-Ненецкого автономного округа, но и в восьми городах региона, где созданы ее филиалы. Осенью 2022 года «Полярис» запустил Ямальскую биеннале, которая официально презентована в декабре прошлого года и продлится до марта. В основном это аудиопроменады по городу. Из стационарных произведений я отметил лишь расписанную в яркие геометрические фигуры ионосферную станцию — работа Анны Червонной именуется «Сигнал».
А буквально только что в здании самой арт-резиденции открылась художественная выставка «Весь этот мир». Екатеринбургский куратор Женя Чайка собрала 12 художников, как определяют организаторы, «из Урала, Сибири и Центральной России». Отобранные куратором авторы, как довольно известные Ульяна Подкорытова, Вова Марин, так и совершенно незнакомые мне, с августа прошлого года путешествовали по Ямалу. Кто-то немного кочевал с оленеводами, кто-то беседовал с местными носителями традиций. Многие в течение полугода изучали ненецкий язык, чтобы глубже проникнуться культурой одного из КМНС — эта аббревиатура скрывает зубодробительный термин «коренные малочисленные народы Севера». Результатом стала мультижанровая выставка реминисценции на темы оленей, рыболовства, поверий ненцев и хантов, их исторических переживаний современного существования.
А вот на мой прямой вопрос, какова была сверхзадача, говоря театральным языком, или целеполагание проекта, кураторы и художники так и не ответили, скрывшись за разговорами о необходимости сохранения и бережного отношения к малым культурам.