Налог выдадут на-гора
Минфин хочет собрать с угольщиков еще 30–35 млрд рублей в квартал
Правительство изучает предложения Минфина об увеличении НДПИ на уголь: по данным источников, ставку планируется повысить на 380 руб. на тонну уже с 1 апреля и до конца года. Это, как считают в Минфине, должно решить проблему компенсации выпадающих доходов после отмены экспортной пошлины на уголь. По оценкам экспертов, рост НДПИ может принести бюджету 30–35 млрд руб. в квартал. Однако на фоне падающих цен на уголь повышение НДПИ негативно скажется на рентабельности угольных компаний.
Минфин планирует с 1 апреля и до конца года установить плоскую надбавку к ставкам НДПИ на уголь в размере 380 руб. на тонну, сообщили два источника “Ъ” в угольных компаниях. В Минфине “Ъ” подтвердили, что внесли такое предложение в правительство. «Вопрос увеличения НДПИ на уголь для компенсации выпадающих доходов бюджета от отмены экспортной пошлины пока прорабатывается»,— сообщили “Ъ” в пресс-службе министерства.
Механизм временного увеличения НДПИ использовался в 2023 году, когда с 1 января по 31 марта была введена повышенная ставка в размере 380 руб. для антрацита, коксующегося и энергетического угля, что принесло 30 млрд руб. Осенью 2023 года уголь вместе с большинством других товаров попал под курсовую экспортную пошлину в размере 4–7% в зависимости от курса рубля. В ноябре 2023 года правительство Кузбасса оценивало годовые потери угольных компаний региона от введения курсовой пошлины в 82,6–174,2 млрд руб. С начала года экспортная пошлина для угля была отменена, но, по словам источников “Ъ”, это было сделано при условии увеличения НДПИ на уголь.
По предварительным оценкам, предлагаемая надбавка к актуальным ставкам НДПИ поможет собрать с отрасли дополнительно по 30–35 млрд руб. в квартал, подсчитал руководитель направления консалтинга NEFT Research Александр Котов.
По словам собеседников “Ъ” в отрасли, внешняя конъюнктура для экспорта угля ухудшается. В февральском обзоре ЦБ по региональной экономике говорится, что стоимость угля при экспорте через порты Дальнего Востока на рынок Азии снизилась на 10% по сравнению с четвертым кварталом 2023 года и примерно на треть — к четвертому кварталу 2022 года. В обзоре говорится, что угольщики ожидают дальнейшего уменьшения цен из-за сокращения спроса на ключевых рынках сбыта, а также ввода в январе импортных пошлин на российский уголь в Китае.
Экспорт угля через западные порты является убыточным. Показатели добычи в 2023 году снизились на 1,1%, до 438,7 млн тонн, а отгрузка угля на экспорт — на 3,9%, до 212,5 млн тонн.
В «Мечеле», СУЭК, КРУ и «Распадской» не стали комментировать перспективы роста НДПИ. В «Сибантраците» заявили, что в условиях отсутствия вывоза антрацита из Новосибирской области на восток компания имеет нулевую рентабельность при отгрузках через западные порты. «Часть перевозок через них имеет отрицательную рентабельность, например через порт ОТЭКО. По этой причине "Сибантрацит" вынужден сокращать отгрузку своих новосибирских предприятий (в феврале на 50% от уровня декабря), а при сохранении такой отрицательной динамики рассматривает сокращение добычи»,— сообщили в компании.
Алексей Сазанов, замминистра финансов, 6 февраля:
«Сейчас, по мере адаптации к внешним шокам, есть возможность перейти к системному выстраиванию налоговой политики на среднесрочно-долгосрочную перспективу, чтобы она была более предсказуемой».
Однако, по мнению Минфина, налогообложение угольной отрасли остается низким. В «Основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2024–2026 годы», опубликованных на сайте министерства, говорится, что налоговая нагрузка в угольной отрасли является самой низкой в горно-металлургическом секторе. Так, доля рентных налогов в черной металлургии составляет 10%, в цветных и драгметаллах — 15%, в угле — 2%.
Александр Котов констатирует, что рост НДПИ негативно скажется на бизнесе угольных компаний, ключевые показатели которых в прошлом году заметно снизились на фоне существенного падения мировых цен. «Отрасль фактически оказалась под мощным налоговым прессом: рост НДПИ, введение экспортной пошлины внутри страны и импортной — на российский уголь со стороны Китая»,— комментирует господин Котов. По его словам, оптимальным решением было бы введение дифференцированной ставки НДПИ для разных видов угля, например, более высокой — для коксующегося угля, стоимость которого существенно выше, чем энергетического.