Индекс цен упал на ФАС
Продавцы попросили проверить маркетплейсы на навязывание условий
Внедрение маркетплейсами «индекса цен», который рассчитывается исходя из стоимости одного товара на разных площадках и может учитываться в поисковой выдаче, стал поводом для новых претензий продавцов. Последние видят в инструменте навязывание условий договора, прося через общественников Федеральную антимонопольную службу (ФАС) проверить вопрос. В условиях моратория на проверки регулятор может лишь информировать компании о негативных последствиях поведения, говорят юристы.
Гендиректор АНО «Цифровизации и новых технологий» (ЦНТ), член общественного совета при ФАС Алексей Кожевников попросил главу службы Максима Шаскольского проверить используемый маркетплейсами «индекс цен» на нарушение антимонопольного законодательства. Копия письма от 1 февраля есть у “Ъ”. По словам Алексея Кожевникова, просьба направлена по результатам обращений продавцов.
Как сказано в письме, большинство маркетплейсов назначает товарам «индекс цен» относительно стоимости на своей площадке и цен у конкурентов. Если цены отличаются, товару присваивается повышенный или пониженный «индекс цен», что учитывается при ранжировании в поиске и участии в программах лояльности, указывается в обращении. Продажа товара на конкурентной площадке дешевле, пишет господин Кожевников, может приводить к понижению в поисковой выдаче и исключению из программы лояльности.
Как считают в ЦНТ, механизм «индекса цен» навязывает продавцам невыгодные условия по управлению продажами, вынуждая выравнивать цены к максимальным исходя из самых дорогих тарифов. А тарифы маркетплейсов, отмечается в письме, существенно отличаются по комиссии, расходам на логистику и иным составляющим. Алексей Кожевников просит ФАС проработать практику на признаки коллективного злоупотребления маркетплейсами доминирующим положением через навязывание условий договора и координацию деятельности продавцов в части ценовой политики. В ФАС заявили “Ъ”, что рассмотрят письмо, а указанные вопросы внесут в повестку очередного заседания экспертного совета при службе по развитию конкуренции в области информационных технологий.
Как поясняет “Ъ” один из продавцов, крупнейшие маркетплейсы начали активно внедрять «индекс цен» в 2023 году, чтобы гарантировать лучшее предложение потребителям и наращивать продажи. Индекс, по его словам, отображается в личном кабинете продавцов, но расчет показателя для них непрозрачен. Инструмент также ограничивает продавцов в установке более выгодных цен на собственном сайте, добавляет собеседник “Ъ”.
В Ozon поясняют, что для расчета «индекса цен» сравниваются цены с аналогичными товарами внутри площадки и с позициями на других ресурсах и товары с наиболее выгодными ценами поднимаются «немного выше» в поиске, но ранжирование в большей степени определяют другие факторы. В «Яндекс Маркете» говорят, что «индекс цен» не влияет на место в поисковой выдаче, а от цены товара место зависит на 18%, что меньше, чем влияние точного описания (27,5%) и предпочтений пользователей (25,5%). В Wildberries также говорят, что «индекс цен» — один из факторов ранжирования. Скидки от показателя не зависят, указывают в Ozon и Wildberries.
Руководитель исследований рынка Digital & Analogue Partners Александра Звягинцева говорит, что алгоритмическое ценообразование с привязкой к ценам конкурентов может стать поводом для внимания ФАС. Но службе придется разбираться, как работают алгоритмы, и выявить наличие негативных эффектов для продавцов или конкуренции в целом, указывает она. Руководитель практики антимонопольного регулирования Tomashevskaya & Partners Вадим Кузьмин напоминает, что ФАС рассматривала похожие обстоятельства в отношении сервиса бронирования отелей Booking.com, установив, что тот навязывал условия договора о соблюдении паритета цен. В результате на сервис был наложен штраф в 1,3 млрд руб.
Но, добавляет Вадим Кузьмин, маркетплейсы защищены от проверок ФАС, так как входят в реестр аккредитованных Минцифры IT-компаний, в отношении которых до конца 2024 года исключен антимонопольный контроль. Юрист антимонопольной и регуляторной практики Vegas Lex Татьяна Кипарисова отмечает, что пока ФАС может провести самостоятельный анализ информации в открытых источниках, запросить у участников рынка копии договоров, документы с условиями программ лояльности. В целом же до истечения срока антимонопольного иммунитета ФАС может лишь информировать компании о негативных последствиях такого поведения, указывает господин Кузьмин.