Молодежь поддается «менталитету дефицита»
К каким последствиям может привести «денежная дисморфия»
Почти половина американской молодежи страдают «денежной дисморфией» — они переживают из-за своего финансового положения, несмотря на отсутствие поводов для беспокойства, пишет Bloomberg. Издание ссылается на исследование компании Credit Karma, в котором говорится, что тревогу по этому поводу испытывают больше 40% миллениалов и зумеров. Они ошибочно оценивают свое финансовое состояние из-за угнетающих постов в соцсетях и потока негативных новостей. А есть ли такое явление в России? И к чему оно может привести? Выяснял Даниил Бабкин.
Почти у половины молодых американцев оказался «менталитет дефицита». И есть основания полагать, что касается это не только граждан США, но и зумеров и миллениалов из других стран. Такой образ мышления предполагает постоянное сравнивание себя с другими и вечную гонку с «соперниками» из TikTok, пишет Bloomberg. В результате — не только эмоциональный стресс, но и неверные экономически решения, заявила в эфире ABC News финансовый консультант Эли Катс:
«Искаженное представление, которое многие из нас имеют о своих финансах, заставляет принимать неверные решения, касающиеся наших невозобновляемых ресурсов — времени, энергии, внимания, здоровья и отношений. Обратите внимание на эти явные признаки: вы всегда пытаетесь достичь чего-то, но вам никогда не бывает достаточно, или вы постоянно стремитесь к все большему и большему, или вы на самом дне».
Аналитики компании Credit Karma, которые проводили исследование, говорят, что все больше людей, родившихся после 1980 года, буквально одержимы идеей разбогатеть. При этом каждый день в новостях они читают про массовые увольнения в крупнейших компаниях, подорожание недвижимости и автомобилей и испытывают все большую тревогу.
Bloomberg связывает это с тем, что именно эти два поколения выросли и живут с постоянном доступом к огромному массиву информации как в новостях, так и в соцсетях. Хотя такое поведение может наблюдаться у представителей самых разных поколений, заметил специалист в области нейромаркетинга и поведенческой экономики Алексей Муразанов:
«Есть более просоциальная группа населения, а есть некая часть либеральной молодежи, у которой изначально все хорошо, мы относим их к категории "селебрити". Основная масса представителей просоциальной группы, безусловно, выбирает последних в качестве персон для идеализации и подражания, но при этом находится в состоянии депрессии — я хочу быть таким же, но объем моих ресурсов не позволяет дотянуться до желаемого уровня. Этот эффект еще называется "огни большого города". Если брать это явление в пределах больших социальных групп, то для экономики это не очень хорошо.
Это детская модель поведения, весьма инфантильная, при которой люди живут в ожидании, что придет некий внешний обеспечитель, добрый дядя или большой брат и их спасет».
Отношение к деньгам, основанное на страхе, а не на фактах, наблюдалось у американцев во времена Великой депрессии, отмечают аналитики. Сейчас же тревога, по их словам, зачастую неоправданна. Но для рядовых инвесторов стресс в 2024-м вполне обоснован из-за экономических проблем во всем мире, заметил заведующий лабораторией экспериментальной и поведенческой экономики Высшей школы экономики Алексей Белянин:
«В нынешних условиях неопределенность на мировых финансовых рынках очень сильно растет. Остается ли тенденция их глобальности и вообще глобальной мировой экономики? Не будет ли ее фрагментации? Останутся ли текущие мировые центры таковыми в перспективе полугода, не говоря уже о пяти или десяти лет? Все эти вопросы, конечно, усиливают неопределенность любых привычных инвестиционных стратегий.
Что касается именно России, то у нас примерно все то же самое, только еще с поправкой на то, что наиболее вероятным, скажем так, сценарием представляется изоляция от мировых финансовых рынков».
Портрет типичного российского инвестора, кстати, уже изменился. Из-за политических и экономических шоков россияне стали заметно меньше рисковать и больше доверять профессиональным консультантам. Да и в целом теперь торговле на рынке уделяют меньше внимания.
С нами все ясно — Telegram-канал "Ъ FM".