Дезорганизованная преступность
Как в «Мармеладе» Кейра О’Доннелла романтическая комедия перерастает в криминальный триллер
В прокат вышел режиссерский дебют актера Кейра О’Доннелла «Мармелад», который примерно до середины притворяется в меру забавной криминальной комедией, а потом вдруг превращается в умеренно забористый триллер с многочисленными сюжетными твистами. По мнению Юлии Шагельман, этот переход не вполне удался начинающему автору.
Хотя самому австралийцу Кейру О’Доннеллу, игравшему роли второго, третьего и пятого плана в многочисленных сериалах (например, «Фарго», «Легион», «Рэй Донован» и других) и фильмах (из них самый заметный — «Снайпер» Клинта Иствуда), 45 лет, его первый режиссерский опыт явно рассчитан на аудиторию помоложе. Не зря же в главной роли здесь снялся красавчик из сериала «Очень странные дела» Джо Кири, а розововолосую героиню его грез сыграла Камила Морроне, пока больше известная как тусовщица, звездочка соцсетей и бывшая подруга Леонардо Ди Каприо, нежели как серьезная актриса. Возможно, их юным фанатам также будет проще купиться на обманные приемы О’Доннелла, несколько раз выворачивающего наизнанку написанный им самим сценарий.
Кири играет Барона — мягко говоря, не блещущего умом провинциального паренька, с которым мы знакомимся в момент, когда его арестовывают за ограбление банка. Его соседом по камере оказывается опытный чернокожий сиделец Отис (Элдис Ходж), за которым в числе прочего числятся несколько побегов из тюрьмы. Узнав об этой его специализации, Барон просит Отиса помочь ему сбежать, причем срочно: ведь ровно в половине четвертого завтра его в условленном месте будет ждать возлюбленная со сладким именем Мармелад, вместе с которой они, собственно, банк и ограбили. Молодой человек готов даже полностью отдать новому знакомому свою долю, $250 тыс., потому что для него самого деньги не главное, лишь бы быть вместе со своей Мармеладкой.
Слегка удивившись этому предложению, Отис спрашивает у Барона, как же он дошел до жизни такой, и так, со слов юноши и из флешбэков, мы узнаем его горестную повесть. В ней фигурируют маленький городок на американском Юге, загибающийся от экономического кризиса, больная мама, которой требуются очень дорогие лекарства, увольнение с работы на почте и оторва Мармелад, ворвавшаяся в унылое существование Барона беззаконной кометой и разом перевернувшая его жизнь. Разумеется, ограбление было ее идеей — ведь сам наш герой для этого слишком невинен и наивен, а также, по выражению начальника тюрьмы, «туп, как пробковое дерево».
Если происходящее на экране кажется набором самых затрепанных штампов, Мармелад — совсем уж клишированным изданием устаревшего амплуа «безумной девушки-мечты» (manic pixie dream girl), а незамутненность Барона опасно приближается к клинической отметке, то не стоит эти ощущения абсолютизировать. О’Доннелл раскидывает вполне прозрачные намеки на то, что рассказчик из Барона довольно ненадежный, и даже в самые трогательные моменты сохраняет ироничный тон, подсказывающий, что все это не всерьез, а потом достает из рукава свой первый «вот это поворот», который, пожалуй, действительно удивляет.
Но дальше они начинают сыпаться один за другим, и тут режиссер совершает ошибку — увлекшись собственным остроумием, забывает о логике, а главное, упускает зрительское внимание. Когда из сюжета выветривается цепкость, в голову начинают лезть неприятные вопросы вроде того, зачем герои делают то и это, почему они не замечают очевидного и как так получилось, что мы все попали из точки А в точку Е, миновав В, С и D. Звучащие все громче социальные нотки (ах, оказывается, настоящие преступники — это не грабители банков, а жадные капиталисты, особенно владельцы фармацевтических компаний!) тоже не слишком идут на пользу картине, внося некоторый дисбаланс в ее легкую развлекательную интонацию. Однако обаяние актерского состава и бодрый ритм все-таки помогают дотерпеть до финала, даже если тот оказывается слегка разочаровывающим.