«Снова просыпается время доносов»
В Казани студенты поспорили с Екатериной Мизулиной о свободе слова в РФ
Главу Лиги безопасности интернета Екатерину Мизулину в Казани на встрече со студентами один из них упрекнул в доносительстве, в том, что она «запустила цепочку» гонений на артистов, а также в попрании свободы слова, включая мат в песнях. Он даже посмел задаться вопросом: «Зачем нужна Лига безопасности интернета?» Госпожа Мизулина парировала тем, что призывала не сравнивать русских классиков с рэперами, а Владимира Путина — с другими кандидатами, которым «надо было перекреститься и отказаться от участия» в президентских выборах. Также она заявила, что татары являются русскими, и проскандировала: «Россия! Россия!» Зал ее сначала поддержал, но затем продолжил: «Татарстан! Татарстан!»
Более тысячи студентов пришли на встречу с главой ЛБИ Екатериной Мизулиной в культурно-спортивном комплексе «УНИКС» Казанского федерального университета (КФУ) 9 февраля. На всех явившихся мест в зале не хватило: многие расположились на ступеньках или стояли в проходе. В какой-то момент охрана и вовсе перестала пускать студентов в комплекс. «Большое количество ребят стоит на улице. Я надеюсь, что их к нам в зал тоже пустят»,— сказала госпожа Мизулина, выйдя на сцену. Но не стала их дожидаться.
Попавшим на встречу Екатерина Мизулина рассказала, как «все мы живем в ситуации информационной войны», которую развязали враги России. Она заверила студентов, что все это началось «не в момент старта СВО»: враги готовились к этому как минимум в течение пяти лет. «Закупалось оборудование, готовилось железо и софт, готовились специалисты, которые сейчас работают против нашей страны, против каждого гражданина»,— сказала она. По словам общественницы, противники организовали взломы базы данных коммерческих компаний, таких как «Яндекс». В результате, по ее словам, происходят атаки дронов, лжеминирование социальных объектов и привлечение молодежи к диверсиям, например, поджогам военкоматов.
Екатерина Мизулина призвала студентов быть бдительными и следить за тем, какой контент они выкладывают в интернет, поскольку идет «кампания по очернению не только России, но и всех россиян».
Она предложила рассказывать о том, «как мы живем в нашей прекрасной России».
«Все мое детство прошло в бесцензурном интернете. Сегодня я вижу законы об иноагентах, ограничения, нападки на рэперов и проверка мата»,— высказался студент КФУ Аркадий Зайцев, которому выпала честь первым задать вопрос общественнице после ее выступления. Молодой человек поддержал идею депутата Госдумы и кандидата в президенты РФ Владислава Даванкова («Новые люди») «наказывать постоянных доносчиков общественными работами» и назвать этот закон в честь Екатерины Мизулиной. Он также вызвал главу ЛБИ на дебаты.
«Кого мы ограничили?» — удивилась госпожа Мизулина, и, когда студент упомянул, что из России вынужден был уехать Алишер Моргенштерн (признан иностранным агентом), она заявила, что это «его право».
Екатерина Мизулина поддержала идею дебатов и пригласила Аркадия Зайцева на сцену. Поднявшись, он продолжил говорить о том, что ЛБИ и лично госпожа Мизулина «запустили цепочку» гонений на артистов. «Ровно также боролись с писателями в XX веке»,— негодовал студент. По его словам, «сотни тысяч россиян покидают страну безвозвратно», поскольку «снова просыпается время доносов».
Глава ЛБИ в ответ сказала, что ее деятельность нельзя называть доносительством.
И вообще, отметила госпожа Мизулина, она высказывает только свое мнение, решения принимают суды и правоохранительные органы, а писать жалобы на артистов ее просят подписчики. «Если мое мнение кому-то не нравится, он может высказать свое»,— сказал она. «Что же с ним будет в России?» — спросил риторически студент. Но Елена Мизулина пояснила, что имеет в виду все тех же депутатов Госдумы, которые критикуют ее, однако их мнение «может быть, никому не интересно».
«Даванков сегодня является вторым по популярности кандидатом»,— возразил ей Аркадий Зайцев. «В каком месте?» — не согласилась Екатерина Мизулина. Она заявила, что «у нас только один кандидат, и он очевиден — это Владимир Владимирович Путин». Зал поддержал ее овациями. «А все остальное… — продолжила Екатерина Мизулина. — Надо было перекреститься и отказаться от участия». Она также высказала «личную позицию», что во время СВО вообще не надо проводить выборы.
Дальше дебаты коснулись темы Конституции РФ.
Студент говорил о праве на свободу слова, а Екатерина Мизулина — о праве «обратиться в любой орган власти».
«Но у нас уже есть правоохранительные органы. Зачем нужна Лига безопасности интернета?» — удивился студент. Общественница ответила, что силовики не всегда вовремя реагируют. «Ага, это уже претензия к органам власти. Оппозиционер вы, получается»,— подловил общественницу студент Зайцев.
В конце концов дискуссия пришла к запрету мата в песнях. «Ну, давайте зацензурируем Маяковского! Это же так не работает»,— возмущался студент.— А Пушкин? А Есенин, который публиковал мат?» Екатерина Мизулина попросила не сравнивать русских классиков с современными рэперами. А затем и вовсе заявила, что в Татарстане «люди верующие» и они «никогда не дадут распространять нецензурную грязь и брань».
Студент заметил, что Екатерина Мизулина говорит от лица всего Татарстана: «Особенно здесь, в Татарстане? Это говорит человек, который слушает "Шамана"? "Я русский" в Татарстане?»
«И что? — ничуть не смутилась Екатерина Мизулина. — "Я — русский" и "я — россиянин" для меня равно». Позже, уже общаясь с журналистами, общественница подтвердила, что татар тоже считает русскими. По ее словам, «термин русский уже более широкий, чем одна какая-то конкретная национальность». «Для иностранцев мы ни тувинцы, ни татары, ни дагестанцы, ни лезгины, ни ингуши — мы все с вами русские»,— сказала госпожа Мизулина прессе.
В какой-то момент Екатерина Мизулина начала скандировать со сцены «Россия! Россия!». Зал ее поддержал. Но затем студенты неожиданно, с еще большим надрывом стали кричать «Татарстан! Татарстан!».
Госпожа Мизулина к залу не присоединилась.
Некоторые студенты выражали поддержку деятельности Екатерины Мизулиной. Один парень сказал, что в России «по сути нет цензуры», а ЛБИ борется только с пропагандой запрещенных веществ и «непорядочного образа жизни». Другой студент призвал обратить внимание на мессенджер Telegram, поскольку там есть «фейки о внутриполитической ситуации». Но госпожа Мизулина сказала, что у государства нет рычагов серьезно повлиять на эту площадку, только с помощью штрафов за нарушение закона.
Присутствовавшие подняли и социальные вопросы. Девушка посетовала на то, что студентам сложно найти работу с зарплатой выше средней по региону (60 тыс. руб.), а квадратный метр жилья сейчас стоит от 140 тыс. руб. Кто-то пожаловался на низкие стипендии в Татарстане. «Ну, какие две тысячи в Казани? У вас цены — как в Москве»,— удивилась общественница.
Встреча с Екатериной Мизулиной продолжалась почти два часа. Группа студентов покинула зал почти в самом начале. Некоторые не скрывали, что пришли на выступление общественницы по просьбе руководства вуза. Впрочем, было большое количество людей, которые считают себя «фанатами» главы ЛБИ.
По окончании встречи они выстроились в фойе, чтобы сделать селфи с Екатериной Мизулиной.
В субботу она собирается встретиться со школьниками. Изначально встреча была запланирована в полилингвальной школе «Адымнар», но затем ее перенесли в больший по размеру зал культурного центра «Московский».