«Местные издатели — вполне себе динозавры»
Виталий Горошников о краеведении, книгоиздании и господдержке
Издательство «Медиарост» из Рыбинска в последние годы заняло ведущие позиции в Ярославской области по выпуску книг, в среднем издавая по 20-30 наименований в год. Книги издательства не раз становились победителями всероссийских конкурсов и представляли Россию на международных форумах. Зачем нужны книги про Ярославскую область и почему их нет в сельских библиотеках, «Ъ-Ярославль» спросил у основателя и директора издательства Виталия Горошникова.
— Ваше издательство представило Ярославскую область на выставке «Россия» на ВДНХ. Как люди приняли книги? И что это были за книги, про Ярославскую область или не только?
Мы делали акцент на том, как можно представить отдельный город для самых разных читательских аудиторий через книги. Начиная от проектов для самых маленьких, раскраски, книжки детских стихов с иллюстрациями и заканчивая большими серьезными специализированными изданиями об истории, культуре и людях нашего города. Конечно, мы показывали ряд проектов о Ярославской области в целом и проект «Россия. Визуальный код» в восьми альбомах. Говорили о том, как можно посмотреть на наш регион через книгу: если у вас маленький ребенок, если ему десять лет, если вы взрослый человек. Основное впечатление — невообразимое количество людей, очень много коммуникаций, очень много общения.
— В последние годы ваше издательство выпустило много книг, тиражи достаточно большие. Насколько вообще это является бизнесом? Может ли краеведческая литература приносить прибыль?
Книга книге рознь. Есть книги, которые стали бестселлерами. Например, «История Ярославского края», мы выпустили уже седьмой тираж за десять лет. Или книги про города Золотого кольца Ярославской области, про основные точки туристического притяжения. Они переиздаются и покупаются, потому что у нас очень много туристов и это темы, которые являются предметом неизменного интереса людей. Есть книги, которые мы делаем для корпоративных заказчиков, они также окупаются. Но есть темы, которые с точки зрения подготовки гораздо более сложные, но не имеют такой широкой читательской аудитории и у них нет заказчика, который просто берет и финансирует. При этом мы понимаем, что такие книги нужны.
Например, мы сделали книгу по истории ярославской книжной культуры «История ярославской словесности». Или мы очень долго делали, с сильным коллективом, «Антологию ярославской поэзии». Там усилий тратится очень много, а целевая аудитория небольшая. Но эта аудитория очень важна. Эти книги готовы с интересом профессионально читать несколько сотен человек во всем регионе, но они могут использоваться в учебном процессе в школе, они могут использоваться в публичной библиотеке. А самое главное даже не в том, где и как они могут использоваться, а в том, что есть эти 200-300 человек. Это тоже очень важно, что они есть вообще, и для них должны создаваться книги. Это является своего рода критерием уровня развития культуры в стране и в регионе.
Чем более сложна издательская культура с точки зрения целевой аудитории, чем более разнообразны издательские проекты, тем более сложна и разнообразна, а в итоге сильна национальная культура.
И вот эта часть работы издателя, она, конечно, бизнесом не является. Она, по определению является убыточной. Над «Антологией ярославской поэзии» мы работали три года, потому что там были разные версии, споры, творческие дискуссии. Много раз ее переделывали. Ну а продать ее можно только сто экземпляров. И таких проектов достаточно много.
— Наверное, это вклад в культуру Ярославской области в целом. Какие еще есть подобные проекты?
Например, мы сделали альбом «Рыбинск в изобразительном искусстве XVIII-XXI веков». Там часто никому не известные художники, или работы второго-третьего уровня известных художников. Была проведена гигантская работа в ведущих музеях и картинных галереях Москвы и Петербурга, региональных музеях. Для ценителей, для краеведов это очень важно, потому что это источник, как выглядел тот или иной объект в тот или ной момент. Но коммерческого успеха у такой книги нет.
Или, например, мы выпустили книгу о ярославской архитектуре, начиная с домонгольского периода. Собрали очень сильную команду не только из Ярославской области, но и впервые работали с музеем архитектуры имени Щусева в Москве, специалисты которого помогли отобрать уникальный материал, который никогда не публиковался. Мощную научную поддержку оказал Государственный институт искусствознания. Книга получилась очень объемной, почти пятьсот страниц. Себестоимость очень большая, по реальной себестоимости ее люди не покупают, слишком дорого для них, недоступно.
— А есть какая-то поддержка региональных или местных властей?
В прошлом году у нас купил глава Рыбинска для учеников книгу про город. Контракт с администрацией Рыбинска был первым за девять лет. У нас периодически покупают книги на подарки. В 2017 году правительство области купило ряд книг из серии «Библиотека ярославской семьи» в подарочном исполнении. Это была серьезная помощь для издательства. Но, к сожалению, это все разовые акции. Главную боль для нас составляет то, что наших книг нет в библиотеках. В Ярославской области более 300 библиотек. Тем, где заведующие фанаты краеведения, они еще как-то пробивают отдельные закупки каких-то книг личным усилием конкретного человека. Но за последние восемь лет, а мы за это время выпустили очень много книг, централизованно в библиотеки области не поставлялось книг, за единственным исключением, про Великую Отечественную войну. Каких-то рациональных, объективных причин этого я не вижу. Например, библиотека Рязанской области покупает моих книг больше, чем Ярославская областная библиотека. Потому что ярославская вообще не покупала ничего за восемь лет. Мы даем обязательные экземпляры, но не более того.
Усугубляет ситуацию то, что в большинстве районов Ярославской области уже много десятилетий нет книжных магазинов. Десятилетий. Увы, позволить себе купить книгу на селе могут очень немногие.
Там уже выросло несколько поколений людей, которые ни разу в жизни не были в книжном магазине. А 95% книг о Ярославском крае, которые выходят, не поступают в библиотеки.
Покупают беллетристику, любовные романы, но не краеведческие книги, отмеченные многими наградами на российском уровне. Это серьезная и социальная, и образовательная проблема, потому что людям недоступна информация об истории, культуре региона, где они живут.
— А должно ли государство как-то это поддерживать? Все-таки рынок есть рынок, и читатель голосует рублем.
Дело совсем не в издательстве «Медиарост» или каком-либо другом. Местные издательства являются интеграторами, которые объединяют краеведов, ученых, архивистов, фотографов, художников, дизайнеров, редакторов, консультантов. Их профессиональные компетенции реализуются в книге, для них это очень важно, это факт их биографии. За счет выхода краеведческих книг поддерживается просто общий культурный уровень. Наивно полагать, что он в любом случае будет существовать.
Более чем в половине регионов России за последние 10-15 лет закрылись последние издательства. И уже есть регионы, где год, пять, десять лет не выходит ни одной краеведческой книжки.
Человек хочет купить книгу о своем городе, а ее нет. Есть советская книга, которая вышла 30 лет назад. Местные издатели вымирающие животные. Это вполне себе динозавры. И их нужно беречь.
— А в тех регионах, где издательства не закрылись, это происходит за счет поддержки властей? Там как-то иначе к этому относятся?
Эталон, конечно, это Москва, где блестящая программа реализуется в поддержке книгоиздания. На очень высоком уровне эта работа происходит в Якутии, Башкирии, Татарстане. Мы очень много общаемся с местными издательствами. Там существует годами сложившаяся система взаимодействия государственной власти, культурного сообщества и издательства как некого посредника.
Все это построено на том, что книгоиздание является частью внутренней политики региона.
Парадоксально, но мы не смогли завершить наш проект «Библиотека ярославской семьи» в том объеме, как задумали. Но сделали это в Белгородской области, где вышло пятьдесят книг в рамках «Библиотеки белгородской семьи» благодаря системной поддержке правительства этой области. Фактически за счет белгородцев мы могли делать ярославские краеведческие проекты.
— Есть надежда на изменение ситуации?
Я очень надеюсь, что ситуация поменяется, потому что удалось пообщаться в декабре с губернатором Ярославской области по этому поводу. На него очень хорошее впечатление произвели наши книги, выяснилось, что он многие из них знает. Он сказал, что возьмет эту ситуацию на контроль, и книги до библиотек дойдут. Я надеюсь, что где-то на середине пути это решение не растает в бюрократических хитросплетениях.
Справка: Издательство «Медиарост» работает с 2008 года. Специализируется на книгах об истории, культуре, природе, людях регионов России, выпускает научно-популярные издания, художественную литературу, мемуары, детские книги. За время работы реализовало более 100 издательских проектов, посвященных Ярославскому краю, суммарный тираж которых составил порядка 300 тыс. экз. Книги издательства «Медиарост» стали победителями более 50 различных всероссийских и международных профессиональных конкурсов. «Медиарост» представлял Россию на издательских форумах в Германии, Италии, Сербии, Беларуси, Азербайджане, Туркмении и других странах. Среди авторов издательства Анастасия Орлова, Юлия Симбирская и многие другие.