«И Финляндия туда же»

Дмитрий Дризе — о взаимоотношениях Москвы и Хельсинки

Избранный президент Финляндии намерен свести к минимуму контакты с Москвой вплоть до завершения военных действий на Украине. Также Хельсинки обещает поддерживать Киев, в том числе и поставками вооружений. Одновременно страна ужесточает пограничный контроль. Александр Стубб накануне одержал победу во втором туре выборов с результатом свыше 51% голосов. В Кремле выразили сожаление по поводу такой позиции нового главы государства. Политический обозреватель “Ъ FM” Дмитрий Дризе считает подобную ситуацию естественным развитием событий.

Фото: Алексей Назаров, Коммерсантъ

Отношения России и Финляндии поставили своеобразный рекорд по скорости ухудшения. Совсем недавно на маршрутках в Хельсинки ездили за продуктами, они у нас в Северной столице в ресторанах гуляли. А теперь, два года всего-то прошло, и уже границы на замке, соседняя страна — член НАТО.

На президентских выборах побеждает опытный Александр Стубб, сторонник жестких антироссийских санкций и активной военной помощи Украине. Он было ушел из политики, но был вынужден вернуться, поскольку обстановка обязывает — тревожно стало в мире. И народ данную кандидатуру поддержал. И вот чуть ли не самое первое заявление господина Стубба на высоком посту о том, что говорить с Россией больше не о чем вплоть до окончания боевых действий на Украине. Дипломатические и официальные отношения сохраняются, но любые политические контакты замораживаются.

Плюс к этому страна ужесточает правила приема мигрантов, в первую очередь это касается российского направления. Вдруг неожиданно стали искатели лучшей жизни пытаться въезжать с российской же стороны. Видно, жарко им стало в Африке и на Ближнем Востоке, на Север потянуло. Финны посчитали, что это элемент гибридной войны — месть за вступление в Североатлантический альянс. Они обвиняют Российскую Федерацию в том, что она таким образом козни им строит.

Кремль выразил сожаление по поводу такой позиции соседей. Мол, у нас долгая история хороших отношений, поэтому есть повод надеяться на лучшее. Но мы, Россия, не виноваты, мы к ним со всей душой, а они вот так себя повели. Плохо это, неконструктивно. Так что была хорошая история отношений, но, видно, вся вышла.

К слову, на этот счет можно поспорить. Сейчас же модно вспоминать прошлое. И что же мы там видим? Да ничего хорошего. Один раз мы Финляндию присоединили, затем Владимир Ленин признал независимость данного государства. Позже, уже при Иосифе Сталине, опять было попытались вернуть страну обратно, воевали друг с другом. Потом, особенно при Леониде Ильиче Брежневе, развивали взаимовыгодные контакты. И дальше после развала Союза также продолжали развивать, вплоть до последнего времени. И вот появились у них опасения, что может состояться и третья попытка оказать помощь братскому финскому народу в избавлении от эксплуататоров.

В целом странно получается: чем ближе к России, тем радикальней настрой населения и политиков. Опасаются они, что им помогут и опять присоединят. Страны Балтии, Польша заборы строят, а сейчас даже и укрепления, и Финляндия туда же.

Президент Стубб свой первый визит совершит в Швецию, которая никак не может вступить в НАТО — тоже беспокоится за свое дальнейшее существование. Венгрия — последнее препятствие на этом пути. Премьер Виктор Орбан вроде как обещал поддержать соответствующую заявку, но парламент никак не может собраться. Однако есть некоторые основания полагать, что рано или поздно вступление состоится. Так что по факту расширяется недружественный блок. Поэтому и Владимир Путин не будет поздравлять финского коллегу с избранием на высший государственный пост.


С нами все ясно — Telegram-канал "Ъ FM".

Вся лента