Частоты растворились в эфире
Юлия Тишина о конкуренции 5G с телевидением
Борьба за частоты для развития сетей 5G в России идет не первый год и, похоже, закончится не скоро. Ведь соперничать за них приходится не только со спецслужбами, которые занимают «золотой диапазон», но, например, с телевещателями. Еще с 2011 года операторы должны были получить для развития LTE спектр, используемый для аналогового эфирного вещания за счет перехода телевидения в цифру, но это решение все время откладывается. Сейчас частоты нужны уже для 5G, и вещатели, как оказалось, признают этот факт, но отступать не планируют.
В опубликованном 13 февраля на портале Минцифры отраслевом докладе о развитии телевидения в России в 2022–2023 годах говорится, что освобождение верхних дециметровых каналов (1450 МГц) требуется для сетей 5G, однако осенью 2023 года в аппарат Госкомиссии по радиочастотам и Минцифры с просьбой о продлении аналогового эфирного вещания обращались помимо Российской телевизионной и радиовещательной сети (РТРС; просила о продлении частот еще летом; см. “Ъ” от 18 июля 2023 года) федеральные (НМГ, «Медиа 1») и региональные (ТНВ, Республика Татарстан; ННТВ, Нижний Новгород; ГБУ РД РГВК «Дагестан» и др.) вещатели.
Диапазоны 1450 МГц (федеральные и региональные вещатели) и 700 МГц (нужен РТРС для доставки ТВ-сигнала по спутниковым каналам) эффективнее для 5G c точки зрения проникновения сигнала, чем выделенные сейчас для тестирования стандарта частоты 24,25–27,5 ГГц (обладают ограниченным радиусом действия), до конца 2024 года они останутся за телевизионщиками.
Необходимость работы в устаревшем формате последние обосновали «необходимостью информирования населения в год выборов президента, низкой распространенностью кабельных сетей из-за преимущественно малоэтажной застройки или горного рельефа местности, значительным числом дачной аудитории и т. д.». В числе важных факторов для сохранения аналогового эфирного вещания участники рынка назвали также нормы законодательства о рекламе: уходя из открытого эфира, телеканал автоматически становится «кабельным» (то есть «платным») и теряет возможность размещения рекламы, в том случае если в его сетке вещания присутствует менее 75% национального контента.
Проблема с контентом может быть решена уже в 2024 году: так, по данным Mediascope, доля российского кино в эфире российских федеральных телеканалов в прошедшем телесезоне-2022/23 выросла до 67%, не говоря о растущем спросе на российские сериалы (см. “Ъ” от 31 января). Но другие аргументы, приведенные вещателями, вряд ли потеряют актуальность в ближайшие годы: в первую очередь необходимость информирования населения о крупных политических событиях, особенно в регионах.