Искусство адаптации
Александра Мерцалова о поиске «дружественных» стран
В психологии есть термин «вторичная выгода»: это преимущества, получаемые в заведомо сложной ситуации. Российский бизнес в целом и туриндустрия в частности не первый год активно ищут такие выгоды. В туризме, например, развернулась дискуссия о целесообразности льгот для туроператоров, отправляющих клиентов в «дружественные» страны: свой отзыв на соответствующий законопроект подготовил комитет Госдумы по туризму, рекомендовав его доработать.
Александра Мерцалова
Фото: Дмитрий Лебедев, Коммерсантъ
Требования к туроператорам, работающим с выездными рынками, намного жестче, чем к игрокам, фокусирующимся на продукте внутри страны: размер необходимого финансового обеспечения составляет более 10 млн руб. против 300–500 тыс. руб., необходимо делать взносы в резервный фонд и фонд персональной ответственности, размер которых рассчитывается от оборота. Это должно минимизировать риски для отправляющихся за рубеж туристов.
Новая инициатива предполагает, что к бизнесу, работающему с «дружественными» странами, будут применяться требования для участников внутреннего рынка. Сама по себе идея выглядит логичной: вряд ли отдых в белорусском санатории или на побережье Абхазии несет для туриста больше рисков, чем путешествие в Сочи или Кисловодск.
Но скользким моментом становится сама формулировка — «дружественные» страны, официального перечня которых не существует. Утвержден был лишь список «недружественных»: в нем 49 государств.
Формально ничто не мешает отнести, или хотя бы попытаться, к «дружественным» для туроператоров популярные выездные направления — Египет или Таиланд, не вводившие санкционных ограничений для России. Остается открытым вопрос: насколько рискованными можно считать поездки в «дружественный» Китай, поток куда формируется как за счет отправляющихся на выходные жителей Дальнего Востока, так и совершающих десятичасовой перелет на Хайнань курортников.
Есть и конъюнктурные риски. «Перечень "дружественных" стран может изменяться в зависимости от геополитической обстановки»,— замечает в своем заключении комитет Госдумы.
Но и считать, что инициатива о внедрении особого порядка для работы именно с «дружественными» странами появилась у туроператоров на пустом месте, нельзя. В конце прошлого года правительство России получило возможность снижать и обнулять пошлины на экспорт товаров в отдельные страны. Это потребовалось, чтобы «стимулировать рост поставок в "дружественные" страны зерна, удобрений, сырья», объяснял ранее премьер-министр Михаил Мишустин. Вполне очевидно, что преференции для работы с отдельными направлениями захотели получить и другие отрасли.