Лифты подвезут
В прошлом году замена лифтов в СФО шла с опережением
Сегодня рынок поставок и обслуживания лифтового оборудования в регионах Сибирского федерального округа представлен большим числом работающих на нем компаний. В каждой области насчитывается по несколько десятков организаций с местной пропиской. По мере увеличения числа многоэтажных жилых домов и коммерческих зданий, оснащенных пассажирскими и грузовыми подъемниками, перспективы развития рынка лифтового оборудования представители отрасли оценивают все более позитивно. К тому же после санкционных шоков 2022 года оправилось и российское производство лифтов.
Подъем на местном уровне
Производство лифтов в Сибири представлено в основном небольшими предприятиями. Как отмечает гендиректор Российского лифтового объединения Петр Харламов, производители в Красноярске и Кемерове работают стабильно, а вот у омского ООО «Производственно-коммерческая фирма „Сиблифт“» — проблемы: компания признана банкротом вслед за связанным с ней Карачаровским механическим заводом (также выпускает лифты, признан банкротом в марте 2022 года). Согласно данным Единого реестра сведений о банкротствах, ПКФ «Лифт» была признана несостоятельной год назад. По данным Российского лифтового объединения, в 2021 году этот производитель был самым крупным в СФО, выпустив более 1100 лифтов. Однако, по оценке Петра Харламова, в российских масштабах это скорее средних размеров производство на фоне таких крупных отечественных производителей, как московские АО «Щербинский лифтостроительный завод» (9,1 тыс. штук в 2021 году) или ПАО «Карачаровский механический завод» (4,7 тыс.).
Красноярское ООО «Еонесси» (521 лифт в 2021 году) позиционирует себя как производитель лифтов различного рода, а также вертикальных подъемных платформ. Кемеровское ООО «Торговый дом „Алса“» (торговая марка Alsa, 197 штук в 2021 году) работает и с жилым фондом, и с коммерческой недвижимостью. Петр Харламов говорит, что наличие местных производителей, даже небольших, необходимо для отрасли, ведь их продукция за счет более удобной логистики обходится дешевле, поставка запчастей осуществляется быстрее, к тому же таким предприятиям легче откликаться на запросы потребителей.
Гендиректор ТД «Алса» Александр Спиридонов отмечает, что прошлый год для предприятия характеризовался ростом производства, оно превысило 200 единиц, и общая динамика положительная. По его оценке, это связано с тем, что, помимо нового строительства, замена старых лифтов в Кузбассе ведется стабильно и в нормативные сроки. Но такая ситуация, по оценке Петра Харламова, характерна практически для всех регионов СФО, в отличие от менее благополучных дальневосточных, поскольку их власти и фонды капремонта жилья выделяют соответствующие средства, и это показывает число проведенных аукционов на замену лифтов.
Планомерная замена
В некоторых сибирских регионах замена лифтов проходила в прошлом году даже с опережением намеченных планов. В Иркутской области региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов заменил все лифты из плана 2023 года уже во второй декаде октября прошлого года. Всего заменили 314 лифтов в 134 многоквартирных домах. Подавляющую часть при этом (196 лифтов) поставил банкротящийся Карачаровский мехзавод. Еще 65 единиц — Щербинский лифтостроительный завод, 53 — ООО «Метеор лифт» (бывшее ООО «Отис лифт») из Санкт-Петербурга. План прошлого года в Иркутской области выполнен на фоне 100-процентного выполнения его и в предыдущем 2022 году, когда было обновлено 157 подъемников, сообщила пресс-служба правительства Иркутской области. Первый заместитель губернатора региона Роман Колесов отметил по этому поводу, что после выполнения плана 2023 года досрочно началась замена трех лифтов в двух домах из плана следующего года.
В Алтайском крае, по сообщению регионального фонда капремонта МКД, с начала действия программы капитального ремонта, стартовавшей в 2014 году, фонд заменил 803 лифта в 250 многоквартирных домах, в том числе 116 — в 2022 году. В прошлом году по краткосрочному плану предусматривалась замена 67 лифтов в 22 домах, и плюс к этому в прошлом году по трехлетним этапам программы фонда были проведены аукционы по замене еще 157 лифтов в 45 многоквартирных домах края, включенных не только в план 2023 года, но и 2024–2025 годов. В Омской области фонд капремонта МКД в начале прошлого года объявил о планах замены 198 лифтов в течение года. Однако в середине подкорректировал эти намерения, увеличив число заменяемых лифтов на пять единиц в тех же 56 многоквартирных домах, что и планировалось первоначально. Оборудование для замены было приобретено подрядчиком уже не у местного производителя, а на Могилевском заводе лифтового машиностроения в Беларуси (по данным РЛО, в 2021 году выпустил 5775 лифтов).
В Новосибирской области в октябре 2022 года представитель Фонда модернизации ЖКХ Дмитрий Кулешов объявлял о планах заменить в 2023 году 314 лифтов в 99 домах. Но уже в апреле прошлого года, как сообщало издание «Сибкрай» со ссылкой на министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области, на 2023 год запланировали замену 188 единиц в 71 многоквартирном доме на сумму 574,3 млн руб. При этом в 2023–2025 годах истекают сроки службы 556 единиц лифтового оборудования в 188 многоквартирных домах по всему региону. Заменить их планируется по региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах с расходами на замену 1,65 млрд руб.
Недостающее звено
Впрочем, далеко не везде ситуацию с обновлением лифтового хозяйства можно назвать нормальной. В целом по России, как писал „Ъ“, не включена в план капремонта и не обеспечена финансированием замена около 45 тыс. из 81,5 тыс. лифтов в многоквартирных домах, а срок службы этих лифтов истечет в феврале 2025 года. Такие подсчеты провели в РЛО, гендиректор которого Петр Харламов отмечает, что владельцы квартир в домах, не включенных в программу капремонта, с 2014 года накапливают средства на эти цели на спецсчетах, но за это время ни один дом «не сумел накопить даже на один лифт». Средства на спецсчетах аккумулируются под нужды конкретного дома. Но когда ему требуется срочный капремонт, то местные власти, по данным Петра Харламова, вынуждают собственников жилья в таких домах переходить на так называемый «котловый» способ накопления, где собираются деньги на ремонт всех домов. По подсчетам РЛО, в 2023 году региональные власти нарастили закупку лифтового оборудования почти в два раза — до 18,9 тыс. единиц. В этом году, по прогнозу гендиректора объединения, будет закуплено еще около 20 тыс. лифтов.
Но требуется больше, и хотя производство лифтов, по данным Росстата, в январе–ноябре 2023 года выросло в России на 24,5% (до 24,9 тыс. штук), возможности для дополнительных поставок на обновление есть. По оценке Щербинского лифтостроительного завода, загрузка российских лифтовых заводов неполная — большая часть предприятий работает вполовину своих мощностей.
Установить и обслужить
Замена лифтов неслучайно рассматривается представителями отрасли как куда более актуальная, чем собственно производство. Лифтовое оборудование служит нормативные сроки, за их соблюдением и правильностью эксплуатации следит надзорный орган в лице Ростехнадзора. По окончании сроков требуется замена. Соответственно, важной частью отрасли выступают сервисные и строительно-монтажные организации (нередко совмещающие эти функции). По данным специализированного сайта «Лифтовики», в среднем на один сибирский регион приходится 30 и более лифтовых компаний.
Беглый анализ их текущего состояния показывает, что в подавляющем большинстве эти участники рынка — малые или даже микропредприятия с 1–10 сотрудниками и годовой выручкой от нескольких миллионов до нескольких десятков миллионов рублей. Представители рынка указывают на острую ценовую конкуренцию, что нередко приводит к предложению критически низких цен на сервис. Руководитель одной из лифтовых компаний Новосибирска Владимир Литвинов по итогам торгов прошлого года приводил примеры снижения стоимости обслуживания лифтов до незначительных величин, например 1131 руб. за единицу в месяц.
Впрочем, за прошлый год в СФО отмечена всего одна претензия Сибирского управления Ростехнадзора по поводу ненадлежащего обслуживания лифтов — в отношении управляющей компании ООО «ПД-Восток». Нарушениями с ее стороны стали отсутствие руководства завода-изготовителя по эксплуатации лифта и «качественного технического обслуживания и ремонта лифта в соответствии с этим руководством». Кроме того, проверка выявила, что вертикальное расстояние между порогами этажной площадки и кабины лифта не обеспечивает безопасный вход в кабину и выход из нее, не обеспечен безопасный доступ персонала к лифтовому оборудованию, а также другие нарушения.
Всего же по всей стране, по данным Ростехнадзора, в прошлом году при эксплуатации лифтов произошло семь аварий против пяти в 2022 году, в результате чего 10 человек получили травмы различной степени тяжести, двое — погибли. По результатам расследования этих происшествий ведомство отметило ненадлежащую организацию обслуживания и ремонта лифтов, отсутствие ответственных за эксплуатацию и обслуживание, несоответствие квалификации работников профессиональным стандартам, низкую производственную дисциплину работников сервисных организаций.