Нейросети не подпустили к агитации
Правительство не поддержало законопроект об использовании ИИ на выборах
Правительственная комиссия по законопроектной деятельности в понедельник дала отрицательное заключение на инициативу ЛДПР, касающуюся использования в предвыборной агитации изображений или голоса, сгенерированных искусственным интеллектом (ИИ). Либерал-демократы хотели, чтобы некоторые ограничения, которые распространяются на агитацию, не работали в случае, если она создана с помощью нейросетей. Эксперты полагают, что снимать такие запреты не стоит, а в целом особых ограничений на использование ИИ в избирательной кампании в действующем законодательстве нет.
Законопроект об использовании ИИ в предвыборной агитации депутаты от ЛДПР внесли в Госдуму в октябре прошлого года. Они предложили внести поправки к ст. 48 федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав», регулирующей правила агитации. Туда предлагалось добавить пункт, согласно которому «ограничения и запреты, установленные настоящей статьей, не распространяются на использование… изображения и (или) голоса (синтезированной речи), созданного с помощью технологий искусственного интеллекта». Сейчас, например, использовать в агитации изображения и высказывания людей можно только с их письменного согласия. Вместо этого в ЛДПР предлагают в обязательном порядке информировать избирателей «о применении данной технологии». Аналогичная поправка подготовлена в закон о выборах депутатов Госдумы.
Законопроект позволит «существенно снизить расходы партий в период предвыборной агитации», говорится в пояснительной записке. Ранее соавтор проекта Ярослав Нилов привел “Ъ” пример такой экономии: отпадет необходимость в выплате гонораров дикторам и артистам.
Он также напомнил о созданном ЛДПР «первом в России политическом алгоритме "Жириновский"» (презентован на ПМЭФ в июне 2023 года) и предположил, что такие технологии будут использоваться все больше и больше, а значит, необходимо создавать правовую базу.
Правительственная комиссия, однако, идею ЛДПР не оценила и сослалась на правовую позицию Конституционного суда, согласно которой «специальное регулирование осуществления предвыборной агитации направлено прежде всего на то, чтобы не допустить возможность формирования у избирателей искаженного представления о кандидате, а также на обеспечение равенства прав кандидатов и защиту прав и интересов граждан, не являющихся кандидатами» (определение КС от 27 июня 2017 года №1226-О). Кроме того, в отзыве комиссии говорится, что подход, допускающий использование «изображений любых физических лиц без их письменного согласия в агитационных материалах в случае, если такое изображение создано с помощью технологий искусственного интеллекта», не согласуется с принципом неприкосновенности частной жизни.
По мнению экспертов, легализовывать таким образом использование нейросетей в агитации пока рано. «Вопрос о границах использования ИИ на выборах должен решаться после того, как будет установлено общее правовое регулирование в этой сфере. Например, маркировка синтезированного контента, за исключением того, который создается в художественных целях,— говорит политолог Павел Склянчук.— ИИ интересен для партий и политтехнологов. Уже используются технологии дополненной реальности, нейросети для создания "приукрашенных" образов. Однако в интересах избирателя и общества, чтобы в агитации реальных политиков не подменяли на их аватары, поскольку дипфейки могут вводить людей в заблуждение, провоцировать тревожность и снижать уровень цифровой гигиены».
Глава фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов и вовсе считает иллюзией мнение о том, что эту сферу можно контролировать. «Я думаю, что для ЛДПР полезно позиционирование как партии, более продвинутой в части ИИ, тем более что нейросеть "Жириновский" позволяет отчасти вуалировать факт смерти Жириновского,— отмечает эксперт.— В остальном эта сфера останется в тени — и даже неочевидно, что отклонение законопроекта что-то запрещает. Необходимости в правовой базе я пока не вижу: человечество находится только в стадии осознания возможностей и угроз ИИ, и без полноценной рефлексии этого суетливое регулирование будет увеличивать зазор между правом и реальностью».