Прозу научат жизни
В Госдуме предложили начать реформу российской культуры с огосударствления писателей
Партия «Справедливая Россия — За правду» заслушала в понедельник экспертов, разработавших по ее заказу рекомендации по совершенствованию госрегулирования в культурной сфере с учетом приоритета традиционных ценностей. Взамен либеральной парадигмы невмешательства в творческие процессы и партийцы, и аналитики предложили новую модель государственного надзора за отраслью, главными подопечными в которой рискуют стать писатели.
Разработку «рекомендаций по совершенствованию нормативного правового регулирования в сфере культуры с учетом приоритета традиционных духовно-нравственных ценностей народов РФ» по результатам тендера 2023 года за 1 млн руб. провел Российский государственный социальный университет (РГСУ). Но сначала свои соображения на правах хозяев и заказчиков высказали эсеры. Их лидер Сергей Миронов заявил, что в последние 30 лет россиянам не просто навязывали чуждые ценности, но и «запрещали думать иначе», нежели в парадигме «западных идеалов». Однако после 24 февраля 2022 года «мир стал иным», что позволяет рассчитывать на невозвращение «к тому, что было до этой даты» не только в политике и экономике, но и в сфере культуры, провозгласил партиец: «Мы ставим задачу полного обеспечения культурного суверенитета».
Среди инициатив, призванных его подкрепить, господин Миронов назвал установление «государственной идеологии» (не путать с обязательной, запрещенной Конституцией, ведь «каждому в голову не залезешь»), пятиминутки «общественных советов» при телеканалах в прайм-тайм (чтобы объяснять зрителю, где именно он видит «пошлость, гнусность и безобразие») и даже возрождение цензуры. «При слове "цензура" многие вздрагивают, но вот последнее исследование ВЦИОМ: две трети граждан абсолютно спокойно (к этому.— “Ъ”) относятся»,— пояснил политик.
Особое внимание он предложил уделить литературе, включив ее «в область регулирования законодательства о культуре» и назначив Минкульт органом, «отвечающим за писателей и литературный процесс».
«Ну что это за профессия — писатель? — рассуждал эсер.— А представьте себе, если во всех районах появится штатная единица "литературный работник", который будет заниматься просвещением, донесением до детей и взрослых тех самых посылов в соответствии с указом президента о традиционных ценностях. Почему бы нашим замечательным писателям не занять такую должность, работать и вообще-то получать какие-то деньги и абсолютно спокойно творить?»
Доводы Сергея Миронова, как оказалось, концептуально вполне соответствовали выводам экспертов. Презентовавший доклад первый проректор РГСУ Джомарт Алиев предупредил, что «поправками и дополнениями» в законодательство устранить его главные принципы, основанные на либеральной парадигме, не удастся. Сейчас «права человека в области культуры приоритетны по отношению к правам государства», поэтому никакие ценностные установки, «отличающиеся от своеволия и индивидуализма», ввести в законы невозможно, посетовал он: «Ни патриотизм, ни гражданственность, ни служение Отечеству и ответственность за его судьбу и другие ценности нашей цивилизации не могут по определению стать элементом такой системы».
Реализовать нужные приоритеты можно будет только тогда, когда отношения государства и человека будут строиться «как минимум на паритетной основе» либо государство само будет «определять направления содержания развития страны», сообщил эксперт: «Поэтому принцип, заявленный в указе президента, несовместим ни с либеральной моделью культуры, ни с его действующим правовым наполнением».
Разобраться следует и с терминологией, задав ключевым понятиям (патриотизм, гражданственность и т. п.) «сущностное наполнение», добавил ученый: «Ясное и точное контекстуальное выражение юридической мысли позволит избежать законодательных неточностей».
Решением этих и иных вызовов, по мнению авторов доклада, может стать разработка нового федерального закона, а для унификации регионального законодательства можно просто выпустить методические рекомендации. Приоритет традиционных ценностей при этом послужит «основным критерием» процесса любого законотворчества, «когда разработка одного нормативного акта повлечет за собой анализ других, сопряженных с ним документов на предмет непротиворечивости и согласованности», заключил господин Алиев: «Такой подход позволит сделать более устойчивой систему права в целом и законодательство, нормы которого регулируют отношения в сфере культуры, в частности».
Выводы докладчиков устроили и политиков, и экспертов. Сами эсеры пообещали возобновить работу над единым законом о культуре, поставив во главу угла новые приоритеты. «Самое главное — Бог, а потом жизнь, которую он нам дает. Поэтому мы с вами в принципе должны задуматься о том, чтобы перенаправить наш новый закон о культуре туда, куда мы все пришли,— к Господу Богу»,— очертил масштаб предстоящих свершений модератор мероприятия, депутат Госдумы и режиссер Николай Бурляев.