Непредсказуемый полет
Почему растет число столкновений лайнеров с птицами
Авиаперевозчики пожаловались на слабую защиту от птиц. Как следует из статистики Росавиации, столкновений лайнеров с пернатыми в 2023 году стало больше. В мире зафиксировано около 1 тыс. таких инцидентов, 90 из них привели к повреждениям воздушного судна. Это на 6% больше, чем годом ранее. Проблема коснулась и России. Как устроена защита от птиц сейчас? И можно ли свести риски к нулю? Расскажет Иван Якунин.
Фото: Влад Некрасов, Коммерсантъ
В России зафиксировано 77 «инцидентов», это формулировка авиавластей, из которой непонятно, что именно произошло. Например, экипаж мог просто сообщить об угрозе столкновения, а мог реально пострадать от попадания чайки в двигатель и уйти на посадку.
Такую статистику нельзя назвать неожиданной: больше полетов — больше и столкновений. Но, во-первых, это все равно убытки: совокупно мировые авиаперевозчики теряют за год из-за таких проблем до $1 млрд. Во-вторых, для экипажа это всегда стресс, делится опытом заслуженный пилот России Виктор Саженин: «Я просто слышал эти удары, а после приземления находил следы — перья и кровь, но такие ситуации не были критическими.
Вот если птица попадает в стекло, и по нему идут мелкие трещины, то никто не может дать гарантий, что не произойдет разгерметизация. В этом случае придется садиться на ближайшем аэродроме.
Были попадания и в расчалки, и в обтекатели крыла. Кроме того, после сильного удара может отслоиться антенна курсового маяка, а это затрудняет заход на посадку. Экипажу с подобным нечем бороться, можно лишь включать фары на взлете».
Бороться с птицами на высоте бесполезно, тем более их появление даже нельзя предсказать. В основном сражение происходит на земле, в радиусе 10 км от аэропорта. Территорию оснащают светошумовым оборудованием, которое, по задумке, должно отпугнуть животных. Плюс, газовые пушки, которые распыляют пропан.
Но вот незадача: участники рынка сообщили РБК, что пернатые адаптируются к методам борьбы и перестают реагировать на искусственные угрозы. Приходится действовать по старинке, рассказал основатель проекта «Орнитарий» Вадим Мишин, который тренирует хищных птиц: «Ко всем этим искусственным решениям пернатые приспосабливаются. Для них очень важно не только обозначение угрозы, но и ее подтверждение.
Птицы быстро понимают, что это танцы с бубнами, и перестают уже на это реагировать. Поэтому, допустим, можно в течение пары дней запускать муляж-дрон, который замаскирован под ястреба. На третий день уже с настоящей птицей работает сокольник. Просто она не может барражировать постоянно, она устает. В этом случае надо иметь целый отряд сокольников, а это довольно дорого и сложно».
На сайте Росавиации прямо сказано, что сейчас не существует технических средств, которые на 100% обеспечат защиту летного поля. Поэтому рабочая стратегия — сделать так, чтобы птиц ничто не привлекало. Вблизи воздушных хабов выкашивают траву и проводят обработку от грызунов. Но главная проблема — это свалки и водоемы, на которые перевозчики никак не могут повлиять, жалуется гендиректор ассоциации «Аэропорт» Виктор Горбачев: «Ответственность авиагавани — то, что находится внутри ее ограждения. Не можем же мы искать и уничтожать помойки за территорией. Это уже ответственность района, города.
У нас, например, страшная проблема в Санкт-Петербурге. Пулковская свалка находится прямо за аэропортом. Чайки уже привыкли, они десятилетиями летают туда с залива и как раз пересекают взлетно-посадочную полосу.
В этот период утреннего кормления как-то снижается интенсивность полетов, и ничего тут не сделаешь. Не будешь же отстреливать птиц».
Летальное оружие действительно нигде в мире не применяется, хотя такие идеи в России звучали буквально в прошлом году. Опуская разговоры про гуманность, есть сомнения в эффективности этой меры. Вот, например, Пулково, став лидером по числу инцидентов с птицами, объяснил это погодными условиями: в последние годы они оказываются очень привлекательными для пернатых в период миграции. Тут не помогут ни пропан, ни ястребы.
Фотогалерея
Герои аварийных посадок
21 августа 1963 года Ту-124 «Аэрофлота», летевший из Таллина в Москву с заклинившим шасси, попытался приземлиться в Ленинграде. При выработке топлива у самолета отказали двигатели, и он приводнился на Неву. Авиалайнер миновал на высоте 90 м Литейный мост, пролетел на 4 м выше моста Александра Невского. Все 45 пассажиров и семь членов экипажа остались в живых
Фото: Сергей Вершлер / Wikipedia
Командиром воздушного судна был Виктор Мостовой (второй справа). Командир экипажа и штурман Виктор Царев (второй слева) по распоряжению руководства «Аэрофлота» получили двухкомнатные квартиры. Виктор Мостовой до 1978 года работал в 200-м авиаотряде, а после трудился начальником смены в аэропорту «Внуково»
Фото: журнал "Гражданская авиация" / Н.Комаров
28 апреля 1988 года Boeing 737-297 авиакомпании Aloha Airlines выполнял рейс Хило—Гонолулу между Гавайскими островами. В полете у самолета внезапно сорвало 35 кв. м обшивки фюзеляжа над первыми шестью рядами салона бизнес-класса и дверь кабины пилотов. Температура за бортом была −45 °C
Фото: AP / Robert Nichols
Экипажу во главе с командиром судна Робертом Л. Шорнштаймером (слева) удалось посадить самолет на остров Мауи, несмотря на разгерметизацию и отказ двигателя. Погиб только один человек — стюардесса, 65 получили травмы и обморожения
Фото: Scott Stewart / AP
23 июля 1983 года Boeing 767-233 авиакомпании Air Canada, совершавший рейс Монреаль—Оттава—Эдмонтон, израсходовал все топливо, что привело к остановке двигателей. Самолет спланировал с высоты 12 тыс. м и благополучно приземлился на заброшенной авиабазе Гимли
Фото: Wikipedia
Все 69 человек на борту спаслись благодаря командиру экипажа Роберту Пирсону (на фото) и второму пилоту Морису Куинталле
Фото: Air Canada
24 июня 1982 года Boeing 747-236B авиакомпании British Airways, летевший по маршруту Лондон—Бомбей—Мадрас—Куала-Лумпур—Перт—Мельбурн—Окленд, через несколько минут после вылета попал в облако вулканического пепла. Из-за этого у самолета один за другим заглохли все четыре двигателя
Фото: Richard Silagi / Wikipedia
Экипаж во главе с командиром Эриком Муди (на фото в центре) смог благополучно посадить самолет в Джакарте. Никто из находившихся на борту 263 человек не пострадал
Фото: Mail On Sunday / Shutterstock / Fotodom
15 января 2009 года Airbus A320-214 авиакомпании US Airways выполнял рейс Нью-Йорк—Шарлотт—Сиэтл, но через 1,5 минуты после взлета столкнулся со стаей птиц, и у него отказали оба двигателя. Экипаж благополучно посадил самолет на воду реки Гудзон в Нью-Йорке
Фото: AP / Craig Ruttle
Находившиеся на борту были спасены паромами и катерами, подошедшими через несколько минут. Все 155 человек выжили, серьезно никто не пострадал. 78 пассажиров самолета получили обморожения из-за холодной воды в реке. 57-летний пилот Чесли Салленбергер (на фото) стал главным героем события, которое многие, в том числе губернатор Нью-Йорка Дэвид Пэтерсон, окрестили «чудом на Гудзоне»
Фото: AP
7 сентября 2010 года Ту-154М авиакомпании «Алроса» выполнял рейс ЯМ516 по маршруту город Удачный (Якутия)—Москва. На его борту произошла полная потеря электропитания, что привело к отключению навигационных систем и топливных насосов
Фото: РИА Новости / Михаил Мельничук
Экипаж Ту-154М под руководством командира Евгения Новоселова (на фото) экстренно посадил самолет на заброшенный аэродром близ села Ижма (Республика Коми), никто на борту не пострадал. При этом пилоты руководствовались лишь визуальными ориентирами. Президент Дмитрий Медведев присвоил Евгению Новоселову и второму пилоту Андрею Ламанову звание «Герой России»
Фото: РИА Новости / Михаил Мельничук
15 августа 2019 года вскоре после взлета из аэропорта Жуковский совершил аварийную посадку самолет Airbus A321 авиакомпании «Уральские авиалинии», выполнявший рейс в Симферополь. Причиной стало попадание птиц в двигатели, что привело к их возгоранию и отказу
Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Духанин
Командиру экипажа Дамиру Юсупову (на фото) удалось посадить лайнер на кукурузное поле в 4 км от взлетно-посадочной полосы в районе деревни Рыбаки. Обошлось без жертв, но 55 человек получили незначительные травмы
Фото: из личного архива Дамира Юсупова
12 сентября 2023 года выполнявший рейс из Сочи в Омск самолет Airbus A320 «Уральских авиалиний» совершил экстренную посадку на грунт в Убинском районе Новосибирской области. На борту находилось 170 человек. Серьезно никто не пострадал. Росавиация посчитала, что аварийная посадка самолета была вызвана рядом ошибок экипажа
Фото: Коммерсантъ / Влад Некрасов
С нами все ясно — Telegram-канал "Ъ FM".