Контролер конкуренту глаз выклюет
Идеи бизнеса по развитию надзора показали себя на форуме РСПП
Цифровизация контрольно-надзорной деятельности (КНД) обеспечивает конкурентные преимущества добросовестному бизнесу, и предприниматели настаивают на ее расширении в расчете на дальнейшее снижение административной нагрузки и сокращение издержек при взаимодействии с контролерами, показало обсуждение в рамках Недели российского бизнеса в РСПП. В правительстве также готовы замкнуть в «цифре» весь контрольный цикл от выявления нарушения до передачи протокола о нем в суд ради повышения качества управленческих решений в этой сфере. Однако фронтальное внедрение такого подхода упирается в проблему готовности ведомств и их кадровое и технологическое обеспечение. Трудно принимавшим идеи риск-ориентированного подхода контролерам потребуется мотивация для обучения цифровым навыкам.
РСПП, Высшая школа экономики и Минэкономики выпустили ежегодный доклад «Контрольно-надзорная и разрешительная деятельность в РФ» — в отличие от прежних, в 2024 году он посвящен не итогам реформы КНД, а ее перспективам до 2030 года. Доклад обсуждался на профильном форуме в рамках Недель российского бизнеса: его участники признали переход к риск-ориентированному подходу, снижение административной нагрузки и эффективность новых инструментов контроля реальностью, хотя еще в 2023 году они вызывали сомнения (см. “Ъ” от 14 марта 2023 года). Курирующий контрольно-надзорную сферу замглавы Минэкономики Алексей Херсонцев вчера отметил, что система индикаторов риска (обязательны для внепланового контроля) запущена: срабатывание некоторых практически в 100% случаев свидетельствует о наличии нарушений. Как сообщил глава РСПП Александр Шохин, 20% компаний называли чрезмерное контрольно-надзорное давление в числе главных проблем бизнеса в 2022 году, но в 2023 году ее острота заметно снизилась — инструменты КНД видятся компаниям способом защиты добросовестного бизнеса и обеспечения конкуренции на рынке.
По словам Алексея Херсонцева, развитие КНД продолжится в этой логике и расширится: появятся и соглашения об устранении компаниями нарушений по схеме «инвестиции вместо штрафов» (сейчас контролеры могут накладывать новые штрафы, но замечания не будут устранены, так как это требует вложений). В планах Минэкономики — и дальнейшая цифровизация контроля и надзора. Сейчас практически весь процесс — от выявления риска во многих сферах до акта проверки — оцифрован, но переведены в «цифру» должны быть и последующие этапы, от составления протокола об административном правонарушении и его обжалования до передачи в суд.
Представленный вчера доклад РСПП, в свою очередь, содержит четыре новых вектора развития КНД.
Так, бизнес заинтересован во внедрении системы показателей ее эффективности и результативности: сбор и обработка данных, на основе которых можно ее оценивать, затруднены, у большинства ведомств нет учета случаев причинения вреда. Авторы предлагают внедрить их цифровой учет по разным видам контроля и дополнительные механизмы оценки результатов там, где нет очевидного ущерба. Нет и конкретики в вопросе о том, какие охраняемые законом ценности защищает тот или иной контроль, какой вред может быть нанесен и как его измерять. Также РСПП предлагает провести «гильотину штрафов». Еще один запрос компаний связан с совершенствованием самой системы обязательных требований — целью должно стать не их соблюдение, а достижение «приемлемого уровня риска», в том числе за счет отказа от подробной регламентации деятельности компаний, поскольку она отстает от современной практики. При этом авторы признают радикальность идеи и предлагают альтернативу — приоритизировать требования, так как часть из них актуальна для ограниченного количества объектов или ситуаций.
Рассчитывает бизнес и на расширение практики цифрового контроля, незаметного для бизнеса и граждан,— он может снизить как вероятность ошибки или недобросовестного поведения инспекторов, так и затраты на взаимодействие с ними. Если до сих пор цифровизация затрагивала обеспечивающие процессы (планирование проверок, их учет), то в будущем предлагается автоматизировать и процесс самой оценки соблюдения требований. Речь идет о дистанционных проверках, «цифровых ассистентах» на базе ИИ в помощь инспекторам, наблюдении за соблюдением требований с помощью интернета вещей и сервисов автоматизированного распознавания, а также о добровольном мониторинге контролируемых лиц (по аналогии с налоговым мониторингом) — начав такие эксперименты в наиболее массовых и значимых видах контроля.
В Минэкономики готовы внедрять часть этих предложений.
Однако перспективы развития КНД, очевидно, будут во многом зависеть от состава будущего правительства: сама реформа КНД после многолетнего обсуждения де-факто начала реализовываться лишь при технократическом правительстве Михаила Мишустина, но и она упирается в проблемы кадрового и IT-обеспечения контролеров.
Куратор реформы КНД в правительстве, вице-премьер и глава аппарата Белого дома Дмитрий Григоренко на встрече с представителями деловых кругов (см. “Ъ” от 27 января) уже кратко отвечал на вопросы о будущем этой сферы: Белый дом, добившись формальной разработки ведомствами индикаторов риска нарушений компаниями обязательных требований, теперь полностью сосредоточится на их содержательном наполнении. Уже сейчас нарушения обязательных требований выявляются в 52% плановых проверок и в 89% «индикаторных». Финалом реформы в Белом доме видят 100-процентную результативность индикаторов для гарантии отсутствия проверок в компаниях, работающих без нарушений. Однако идеи бизнеса в этой сфере в Белом доме приветствуют и рассчитывают, что его интерес к борьбе с недобросовестными конкурентами поможет контролерам — направлять предложения нужно в курирующее КНД Минэкономики, пояснил собеседник “Ъ”.
Вопросы же расширения цифровизации контроля и надзора в аппарате господина Григоренко считают «обеспечительными» — чем выше цифровая грамотность контролеров и гармонизация IT-систем в регулируемых отраслях, тем выше будет эффективность ведомств, так что «расширение цифрового контура контроля и надзора прямо соответствует интересам контролеров», говорит собеседник “Ъ”. Напомним, в целом идея соревнования госорганов в эффективности — одна из базовых для реформы.