Все возвращается на враги своя
В отношениях Баку и Еревана дипломатию опять сменила сила
Четверо убитых и один раненый — итог новой эскалации на границе Азербайджана и Армении. Инцидент случился после неоднократных заявлений сторон о том, что между ними может быть скоро заключен мир. Эскалация в эти оптимистичные прогнозы не вписывается никак и больше напоминает прежнюю практику, когда дипломатия чередовалась с силовым давлением.
Минобороны Армении об инциденте на границе с Азербайджаном проинформировало коротко: «13 февраля в результате обстрела вооруженными силами Азербайджана армянских позиций, расположенных в районе Неркин-Ханд (Сюникская область), с армянской стороны четверо погибших и один раненый (состояние оценивается как средней тяжести, на данный момент его жизни ничто не угрожает)». Позже военное ведомство опубликовало имена погибших без указания воинских званий и выразило соболезнования их близким.
МИД Армении был более многословным. В сообщении министерства говорится, что «Азербайджан осуществил очередную агрессию против Армении».
В ведомстве уверены, что «Азербайджан ищет предлоги для осуществления эскалации на границе». «Азербайджанское руководство последовательно пытается сорвать усилия заинтересованных в стабильности и безопасности Южного Кавказа акторов по возобновлению переговоров, направленных на урегулирование отношений между Арменией и Азербайджаном»,— отмечается в сообщении армянского МИДа. Там «решительно осудили» действия Азербайджана, призвав Баку «вернуться к переговорам».
Обстрелу 13 февраля, отметим, предшествовал другой инцидент. Он случился днем ранее. По сообщению азербайджанской стороны, 12 февраля армянские военнослужащие обстреляли позиции Азербайджана. В результате был ранен пограничник. В ответ на это, как сообщила Госпогранслужба республики, была проведена операция «Возмездие» и полностью уничтожен пост, с которого велся огонь.
«На каждую провокацию армянской стороны, направленную на обострение оперативной обстановки на азербайджано-армянской условной государственной границе, отныне будет следовать более серьезный и решительный ответ. Полную ответственность за произошедшее несет военно-политическое руководство Армении»,— говорится в сообщении Госпогранслужбы Азербайджана.
В свою очередь, МИД Азербайджана назвал обвинения Еревана в провокациях «беспочвенными»: «Азербайджанская сторона устранила угрозу, исходящую от армянского военного блокпоста после военной провокации, в результате которой был ранен азербайджанский военнослужащий. Эта мера носила чисто ответный характер».
Надо отметить, что армянская сторона стрельбу сначала не отрицала, но и не подтверждала. Минобороны страны в тот же день сообщило, что информация проверяется и проводится расследование: «В случае подтверждения этого обстоятельства виновные будут привлечены к ответственности». Уже утром 13 февраля ведомство отчиталось о проверке: «Сообщение Министерства обороны Азербайджана о том, что 12 февраля в период с 20:50 до 23:40 подразделения ВС Республики Армения якобы открыли огонь по азербайджанским позициям, расположенным в северо-восточной части пограничной зоны, не соответствует действительности».
При этом верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель, с которым во вторник в Брюсселе провел переговоры глава армянского МИДа Арарат Мирзоян (в столице Бельгии прошло заседание Совета партнерства Армения—ЕС), выразил сожаление в связи с обстрелом азербайджанских солдат со стороны Армении.
Тем самым глава дипломатии Евросоюза признал, что обстрел имел место. В то же время господин Боррель назвал ответ Азербайджана «непропорциональным, так как было проигнорировано заявление Минобороны Армении, что этот инцидент будет расследован в полной мере».
Как бы то ни было, нынешняя ситуация продемонстрировала, что порог применения силы остается низким, а затишье — временным.
Хотя самый болезненный вопрос — карабахский — был окончательно решен Азербайджаном с помощью военной операции в сентябре, а официальные лица в Баку и в Ереване не раз говорили о прогрессе в работе над мирным соглашением, новый инцидент показал, что напряженность никуда не делась.