Паркинги развиваются мотоциклично
Новые машино-места могут уменьшиться в нормативных размерах
В Минстрое обсуждают возможность отмены для застройщиков существующих требований к минимальным размерам машино-мест в паркингах новых жилых комплексов. Авторы инициативы утверждают, что это не скажется на обеспеченности парковками, зато позволит создать компактные места для малогабаритных автомобилей, мотоциклов и даже для велосипедов и электросамокатов. Но эксперты сомневаются в востребованности таких парковок, добавляя, что инициатива направлена прежде всего на сокращение издержек девелоперов.
В распоряжении “Ъ” оказался протокол совещания в Минстрое, прошедшего в январе 2024 года с участием застройщиков. В документе сказано, что министерство совместно с Росреестром прорабатывает вопрос о необходимости исключения требований к минимально допустимым размерам машино-места, которое сейчас должно быть не менее 5,3х2,5 м (13,25 кв. м). В Минстрое и Росреестре не ответили на запрос “Ъ”.
Клуб инвесторов Москвы (объединяет застройщиков столицы), инициировавший обсуждение этого вопроса, предлагает снизить минимально допустимые размеры машино-места до 2,8x1,1 м (3,08 кв. м) либо вовсе отменить их минимальные размеры, сообщил “Ъ” исполнительный директор объединения Владислав Преображенский. Он отметил, что это не повлияет на уровень обеспеченности населения «полноразмерными» машино-местами для легковых автомобилей, так как их минимально допустимое количество устанавливается региональными нормативами градостроительного проектирования.
Средняя обеспеченность автотранспортом, согласно нормативным документам в сфере строительства, установлена в размере 350 машин на 1 тыс. человек. В 2020 году право регулировать ее отдали регионам. Но в нормативных документах не указывается, что парковочное место должно быть именно для автомобиля, поясняет координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов.
По данным информсистемы «Наш.Дом.РФ», сейчас в РФ из 11,7 тыс. новостроек машино-местами обеспечены только 2,6 тыс., или 22%.
К концу 2022 года обеспеченность машино-местами в московских новостройках бизнес-класса опустилась с 0,45 места на квартиру в 2018 году до 0,37, в комфорт-классе — с 0,24 до 0,16, подсчитали в Asterus.
В то же время спрос на парковки растет вместе с продажами строящегося жилья. По данным Dataflat.ru, в 2023 году застройщики Москвы и Подмосковья продали суммарно на 25% больше год к году — 21,8 тыс. парковочных мест, за которые выручили 51 млрд руб. Их средняя цена в столице выросла на 12%, до 3,24 млн руб., в области — на 11%, до 1,17 млн руб.
Корректировка минимально допустимых размеров машино-мест откроет девелоперам возможность продавать и регистрировать места для мотоциклов и велосипедов с возможностью их постановки на кадастровый учет, поясняет управляющий партнер ГК «Основа» Олег Колченко. При организации парковок для мелкого транспорта необходимо оптимизировать пространство так, чтобы исключить сокращение базовых парковочных мест, предупреждает управляющий партнер Prime Life Development Денис Коноваленко.
Высказанная Минстроем мера необходима для застройщиков, стремящихся повысить рентабельность своих проектов, но не для граждан, считает член комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Александр Якубовский.
Паркинг — это дорогостоящий продукт для девелопера, так как каждый подземный этаж дороже наземного минимум в полтора раза, говорит директор по продажам «Мангазеи» Федор Ушаков. Средняя цена парковочного места в Москве сейчас составляет около 220–280 тыс. руб. за 1 кв. м, что не сильно дешевле стоимости квартир, составляющей 320 тыс. руб. за 1 кв. м, говорит директор по продукту MR Group Жанна Махова. Но за счет более гибкой нарезки и не таким широким проездным путям затраты девелоперов на создание мест для тех же мотоциклов могут быть вдвое меньше, чем для полноценного машино-места, поясняет господин Ушаков.
Но небольшие парковочные места вряд ли будут пользоваться спросом. Владельцы мотоциклов привыкли парковать их по соседству с автомобилем или на специализированных сезонных стоянках, а места для хранения велосипедов воспринимаются покупателями новостроек как базовое оснащение жилого комплекса, отмечает Федор Ушаков. По его мнению, даже цена до 1 млн руб. не сделает этот продукт востребованным у покупателей, поэтому девелоперу целесообразнее использовать подземное пространство на классические машино-места или кладовки. Однако возможность сокращать машино-места может иметь смысл в связи с распространением электромотоциклов, самокатов и моноколес, так как сейчас продуманных решений для них нет, отмечает Жанна Махова.
В то же время размеры парковок для машин сокращать едва ли возможно, потому что они могут стать непригодными собственно для парковки автомобилей, считает госпожа Махова. Самым компактным автомобилям (Chevrolet Spark, Daewoo Matiz, Citroen C1, Smart Fortwo II) будет вполне достаточно 7–8 кв. м, возражает управляющий директор «Метриума» Руслан Сырцов. Впрочем, признает он, число таких машин невелико.
После публикации в Росреестре подтвердили «Ъ» обсуждение и проработку вопроса об исключении требований к минимальным размерам машино-места. Там отметили, что правки не приведут к возникновению новых видов объектов недвижимости, а также не повлияют на действующие требования к проектированию объектов строительства.