С машинами творится нечто неевразимое
Частный ввоз автомобилей в РФ накрывается пошлиной
Правительство РФ с 1 апреля фактически закрывает канал ввоза автомобилей, растаможенных в странах ЕАЭС. Такие поставки стали популярны среди физлиц—«профессиональных продавцов» в 2023 году, из-за чего Киргизия, в которой нет автозаводов, стала вторым после Китая направлением для ввоза машин в РФ. Машины проходили процедуру таможенной очистки на более лояльных условиях, чем в РФ, что делало такие предложения более конкурентными по сравнению с официальными поставками или параллельным импортом.
Правительство РФ утвердило схему, по которой недоплаченные налоги и сборы при занижении таможенной стоимости автомобилей, ввозимых в РФ из стран ЕАЭС, будут учитываться в составе утильсбора. Согласно постановлению от 13 февраля, при ввозе в РФ для внутреннего потребления автомобиля из ЕАЭС сумма утильсбора будет рассчитываться по формуле, учитывающей размер сбора в РФ, разницу между таможенной пошлиной, рассчитанной на основании средней стоимости автомобиля, и пошлиной из декларации, а также разницу по НДС и акцизу.
В правительстве заявили, что такой подход позволит избежать ситуаций, когда «граждане и компании, ввозящие автомобили, растаможенные в странах ЕАЭС, получают необоснованные преимущества по сравнению с автовладельцами, делающими это в России и уплачивающими установленные законом налоги и сборы в полном объеме».
Лидером среди направлений ввоза новых автомобилей в 2023 году РФ был Китай, но на втором месте оказалась Киргизия — только в декабре из страны было ввезено 13,6 тыс. машин, следует из данных «Автостата». ФТС летом заявляла о наличии случаев с занижением стоимости легковых автомобилей при декларировании в других странах ЕАЭС. Как правило, автомобили, растаможиваемые в ЕАЭС, ввозились в РФ физлицами — так называемыми профессиональными продавцами. Официальные дилеры к таким путям относились с осторожностью.
- Советник МКА «Аронов и партнеры» Сергей Смирнов замечает, что в Киргизии при ввозе новой машины стоимостью €50 тыс. с бензиновым двигателем объемом 3 л и мощностью 250 л. с. покупатель уплачивает пошлину в 15% и НДС в 12%: всего €14,4 тыс. (1,4 млн руб. по текущему курсу).
- При ввозе в Россию единая ставка составит 48% (но не менее €7,5 за 1 куб. см)., то есть более 2,3 млн руб., плюс нужно уплатить около 0,9 млн руб. утильсбора.
«В Киргизии уплата платежей и сборов меньше за счет более льготных режимов, например, отсутствует НДС на электрокары. Данные льготные режимы действительны для автомобилей, предназначенных для использования внутри страны, ввоз товара оформляется на граждан Киргизии, но затем автомобили перетекают на территорию России»,— поясняет Сергей Смирнов, напоминая, что, так как Киргизия и Россия входят в ЕАЭС, у них общая таможенная граница.
Правительство еще в прошлом году начало бороться с продавцами-физлицами. Так, для физлиц ставка утильсбора на сотни тысяч рублей ниже, чем для юрлиц. Однако с 1 августа 2023 года была введена норма, что ввезенный по ставке для физлица автомобиль должен быть зарегистрирован на того же человека год с даты ввоза, а пошлины и налоги уплачены по единым ставкам до 29 октября 2023 года. На фоне этого нововведения граждане стали жаловаться (в частности, в комментариях в Telegram-канале Минпромторга), что купили машину для себя и не могут заплатить утильсбор в объеме 1 млн руб. Однако даже без учета утильсбора поставки через страны ЕАЭС могли быть выгоднее из-за разницы с Россией в размере пошлин, НДС и акциза.
Различия в ставках и тарифах в разных странах ЕАЭС являлись одной из причин трансграничного перемещения физлицами транспортных средств в объемах, существенно превышающих их личные потребности, говорит первый замгендиректора «Рольфа» Светлана Виноградова. «Такие действия могли приводить к получению совершающими их лицами необоснованных преимуществ, в то время как конечные потребители могли сталкиваться с рисками, вызванными занижением таможенной стоимости на ввозимые автомобили»,— поясняет она, указывая, что «Рольф» поддерживает инициативы правительства и Минпромторга.
Аналогичной позиции придерживаются и в АвтоВАЗе, указывая, что этот шаг позволит закрыть «незаконные лазейки». «Крайне важно, чтобы реализация последовательной политики по защите внутреннего рынка и по стимулированию инвестиций во внутреннее производство была продолжена»,— добавляют там. «Принятые решения призваны поддержать официальный бизнес. Теперь наши производители наконец-то смогут начать полноценную локализацию»,— соглашается гендиректор «Автодома» Андрей Ольховский.
Официальные дистрибуторы указывают, что теперь закроются поставки в РФ автомобилей китайских марок с непредназначенными для рынка комплектациями.
В «Моторинвесте» приводят в пример поставляемую ими Voyah Free. «В Китае электромобили преимущественно эксплуатируются в южных регионах страны, поэтому тяговая батарея электрической версии Free используется с меньшей емкостью 86 кВт, тормозные суппорты не обрабатываются антикором — в Китае в этом просто нет необходимости, интегрированы иные электромоторы»,— поясняют там. При этом в РФ оценку соответствия получили автомобили Voyah в «зимней» версии, которые адаптированы для затяжной и холодной зимы: к примеру, батарея доступна с большей емкостью в 106 кВт.
Помимо разницы комплектаций возникают сложности и с ремонтами таких машин. Ввезенные по таким схемам и растаможенные на физлиц автомобили оставались без гарантийного и сервисного обслуживания от производителей, что в итоге становилось проблемой для конечных потребителей, заключает Андрей Ольховский.
Напомним, с 1 октября 2023 года в РФ уже нельзя ввозить автомобили китайских марок в обход дистрибутора. А теперь с 1 апреля автомобили с электродвигателем, даже если они ввозятся из стран ЕАЭС, нужно растаможивать только в России.