«Яндексу» чуждо нематериальное
Компания увеличивает выручку, снижая прибыль
Выручка «Яндекса» (MOEX: YNDX) за 2023 год выросла на 53%, превысив 800 млрд руб., следует из отчетности компании. Но прибыль упала вдвое, а в четвертом квартале «Яндекс» оказался убыточным. Отрицательный результат объясняется обесцениванием нематериальных активов, вызванным, по мнению аналитиков, подготовкой к разделению компании.
«Ъ» изучил финансовую отчетность «Яндекса» за четвертый квартал и 2023 год. Годовая выручка группы выросла на 53%, до 800,1 млрд руб., квартальная — на 51%, до 249,6 млрд руб. Чистая прибыль за год составила 21,7 млрд руб., что на 54% ниже показателя 2022 года, в четвертом квартале компания показала убыток в 6,3 млрд руб. против прибыли в 7 млрд руб. годом ранее.
Квартальный убыток, согласно пояснениям к отчетности, вызван вложениями в бизнес и «обесцениванием нематериальных активов на 6,3 млрд руб.». Скорректированная чистая прибыль составила 11,8 млрд руб. за квартал и 27,4 млрд руб. за год. Обесценивание отразилось и на доходе от операций «Яндекса»: по итогам года он вырос на 15%, до 13,2 млрд руб., при этом показатель за четвертый квартал упал на 52%, до 2,91 млрд руб. год к году.
В компании отказались уточнить, что именно, почему и насколько обесценилось: «Это связано с ежегодной переоценкой по бухгалтерским стандартам».
Главный аналитик «Регблока» Анна Авакимян полагает, что снижение стоимости «с большой вероятностью можно отнести на подготовку к сделке по разделению бизнеса и изменению структуры акционерного капитала». Нынешняя головная структура «Яндекса» — нидерландская Yandex N. V. 5 февраля объявила о продаже большинства активов компании консорциуму инвесторов и менеджеров в РФ за 475 млрд руб., голосование акционеров назначено на 7 марта (см. «Ъ» от 8 февраля). «Списание гудвила — это типичное требование со стороны претендентов на акции, нечто похожее планировалось и при ныне отложенной сделке по отделению "Росгосстраха"»,— отмечает аналитик.
«Яндекс» не раскрыл структуру нематериальных активов по состоянию на конец года, и «делать предположения, что это за списания, достаточно сложно», говорит аналитик УК «Ингосстрах-Инвестиции» Артем Аутлев. Он согласен, что списания могут быть связаны с разделением бизнеса, считая их «несущественными для инвесторов». В то же время старший аналитик «БКС Мир инвестиций» Мария Суханова не видит связи между сделкой и обесцениванием. Она уточняет, что «Яндекс» списывал нематериальные активы и раньше, а финансовые результаты за четвертый квартал в целом считает «сильными».
Рост общей выручки, согласно комментариям компании, прежде всего обеспечен поисковым бизнесом и рекламной сетью «Яндекса».
Годовая выручка группы «Поиск и портал», куда входит рекламный бизнес, составила 101,1 млрд руб. «Яндекс» отдельно отметил, что рекламный инвентарь вырос на мобильных платформах. Выручка от рекламы в мобильных приложениях партнеров в четвертом квартале увеличилась на 77% год к году.
Объем доступного рынку инвентаря в мобильных приложениях, равно как и его охват, сам по себе значительно не увеличился, «произошло именно его перераспределение в пользу "Яндекса"», поясняет сопредседатель комитета по нативной рекламе Ассоциации развития интерактивной рекламы Анна Доскач, из-за трудностей работы с иностранными рекламными системами вроде IronSource, AppFlyer и Appodeal: «Во-первых, значительная часть их инвентаря вошла в серую зону после полного вступления в силу закона о маркировке интернет-рекламы. Во-вторых, те немногие российские банки, через которые такие сети принимали оплату в долларах, подпали под санкции или сами закрыли возможность переводов». Также «Яндекс» стал прямым вендором видеорекламы, «а этот формат для приложений является самым дорогим», отмечает она.
Объем долга, отраженного на балансе «Яндекса» по итогам года, составил 141 млрд руб. против 51 млрд руб. в 2022 году.
Поступления от долговых обязательств (средства, которые компания привлекла без учета погашений) выросли в 4,5 раза, до 227,1 млрд руб. «Компании требуется больше ресурсов для развития,— полагает госпожа Авакимян.— Клиентские пассивы, например через продукты Яндекс-банка, привлечь сложно, а вторичное размещение могло бы повредить кредитному рейтингу».