Борису Надеждину поубавили надежд

Верховный суд отклонил сразу два его иска к Центризбиркому

Верховный суд (ВС) в четверг отклонил два иска экс-кандидата в президенты Бориса Надеждина, который обжаловал подзаконные акты Центризбиркома (ЦИК), регламентирующие порядок работы с документами, необходимыми для регистрации на выборах. В одном иске он оспаривал форму списка сборщиков подписей, требующую, в частности, нотариально заверять их данные в каждом регионе, где они собирают автографы, а во втором просил признать недействующей инструкцию ЦИКа о проверке подписей избирателей. Сам отказ ЦИКа в регистрации господин Надеждин намерен обжаловать до 18 февраля.

Борису Надеждину не удалось убедить Верховный суд в обоснованности своих претензий к Центризбиркому

Фото: Евгений Разумный, Коммерсантъ

Формулировки основного иска зависят от позиции, сформулированной ВС по двум первым делам, пояснил “Ъ” Борис Надеждин. Ведь более 4,5 тыс. подписей в его поддержку были забракованы ЦИКом на основании заключения экспертов-почерковедов и еще более 1,7 тыс.— со ссылкой на отсутствие сборщика в нотариально заверенном списке.

В то же время, не скрывал господин Надеждин, основной его целью является Конституционный суд, который должен оценить сам институт сбора подписей в его нынешнем виде.

В ВС заявитель прибыл в клетчатом пиджаке и приподнятом настроении. «Проблема не в том, что инструкции ЦИКа изначально плохие,— начал он.— Проблема в том, что они не описывают ситуацию, которая возникла на моей кампании, когда люди стоят толпами, чтобы поддержать выдвижение». В инструкции ЦИКа написано, что списки сборщиков должны быть «привязаны» к региону, где проводится сбор подписей, напомнил Борис Надеждин. Но в законе, уверял он, нет такого требования: ЦИК произвольно установил его в одной из своих инструкций и тем самым ввел новое правило. В итоге сборщиков обязали получать нотариальное заверение несколько раз — за каждый регион, жители которого поставили свои автографы. До поры до времени этого никто не замечал, но на этот раз вышло так, что, например, в Москве сдавать подписи приходили люди, зарегистрированные в разных концах страны. «А в ЦИКе потом удивлялись: у вас один и тот же сборщик в 20 регионах подписи собирал. Как такое может быть? А вот может!» — радовался политик.

Представитель ЦИКа Сергей Сахаров его энтузиазма не разделял. По его словам, комиссия действовала в пределах своих полномочий, руководствуясь установленными законом лимитами (в каждом субъекте РФ за выдвиженца партии может быть собрано не более 2,5 тыс. подписей). И кандидат Надеждин, отметил господин Сахаров, поначалу соблюдал эти требования, но потом у него исчезли несколько папок с данными сборщиков, после чего и возникли претензии к форме списка. Позицию ЦИКа поддержал и представитель прокуратуры: необходимо учитывать особенности процедуры сбора подписей с разбивкой по субъектам. С учетом этого требования ЦИКа к документам не выходят за рамки закона, говорил он.

В итоге судье Олегу Нефедову понадобилось совсем немного времени, чтобы отказать в удовлетворении иска.

После этого его в кресле председательствующего сменил судья Вячеслав Кириллов, а к заявителям присоединился лидер выдвинувшей Бориса Надеждина в президенты партии «Гражданская инициатива» Андрей Нечаев. Господин Надеждин рассказывал суду, что действующий порядок проверки подписей фактически лишает кандидата возможности оспорить заключение эксперта-почерковеда, потому что ведомость проверки, которую получает кандидат, не содержит обоснования принятого решения. Эти документы истцы даже приложили к заявлению в суд, чтобы тот мог сам убедиться, что там «какие-то цифры, закорючки и никакой конкретики», а хотелось бы видеть имя и звание эксперта, а также то, на каком основании им сделаны выводы. Представитель ЦИКа, в свою очередь, разъяснял, что упомянутые цифры — это не просто цифры, а коды нарушений, которые в оспоренном же документе и расшифровываются. И вообще, почему заявитель решил, что это не может быть признано заключением, недоумевал Сергей Сахаров.

Судья Кириллов в итоге отказал господину Надеждину в удовлетворении иска. Тот, впрочем, ничуть не удивился и даже не расстроился, пояснив, что до выборов в Госдуму-2026 еще много времени и дело о подписях так или иначе дойдет до Конституционного суда, которому придется что-то по этому поводу решить. Что касается нынешних выборов, то существует такое понятие, как «переток электората», напомнил политик. Хотя заранее объявлять о поддержке кого-то из зарегистрированных кандидатов Борис Надеждин не намерен во избежание лишних проблем у «союзника». «Ну, если только выбрать кого-то, кого совсем не жалко — Слуцкого (лидер ЛДПР Леонид Слуцкий.— “Ъ”), например»,— сыронизировал он.

Анастасия Корня

Вся лента