У Мюнхена речи опускаются
Конференция по безопасности не смогла решить, как найти управу на Россию
На минувших выходных прошла Мюнхенская конференция по безопасности — крупнейший международный форум, собравший более 150 глав государств и правительств, министров иностранных дел и обороны, а также сотни политиков, экспертов и журналистов. Организаторы, стремящиеся придать мероприятию и тематически глобальный охват, постарались сделать программу максимально разнообразной, однако в итоге все так или иначе сводилось к конфликту вокруг Украины и конфронтации с Россией. С подробностями из Мюнхена — специальный корреспондент “Ъ” Елена Черненко.
Возвращение к истокам
В кулуарах форума один из бывших высокопоставленных европейских дипломатов, попросивший не называть его имени, мрачно констатировал, что «конференция вернулась на круги своя». «Как она 60 лет назад стартовала с того, что немцы начали обсуждать с американцами, как противостоять СССР, так сегодня вновь европейцы обсуждают с американцами, как остановить Россию»,— пояснил он свою мысль.
На этом фоне праздничной атмосферы на юбилейной конференции в знаменитом мюнхенском отеле Bayerischer Hof создать не удалось.
Со сцены многие высокопоставленные участники мероприятия старались излучать оптимизм, уверенность в победе Украины и надежности трансатлантической связки. Но на многочисленных закрытых для публики встречах, традиционно сопровождающих основную программу форума, они же звучали пессимистично, неуверенно, растерянно.
Этим конференция нынешнего года заметно отличалась от прошлого. Тогда у многих партнеров Киева еще были большие надежды на украинское контрнаступление, США и их европейские союзники не испытывали серьезных проблем с выделением Украине вооружений и денег, а граждане большинства западных стран считали Россию угрозой «номер один», поддерживая усилия своих правительств по ее купированию.
Сейчас ситуация иная. Украинское контрнаступление провалилось, и ВСУ продолжают отступать. В ходе конференции стало известно, что Россия смогла взять под контроль очередной важный населенный пункт — Авдеевку. С поставками украинцам вооружений и особенно боеприпасов к ним тоже проблемы. Законопроект о предоставлении Украине очередного транша военной помощи на десятки миллиардов долларов застрял в американском Конгрессе, а европейцы не успевают производить необходимое для украинской армии количество боеприпасов. Ко всему за минувший год стало ясно, что у экс-президента США Дональда Трампа, скептически относящегося к НАТО и не желающего тратиться на Украину, есть все шансы вернуться в Белый дом.
Общественное мнение в странах G7 тоже изменилось. Если год назад граждане соответствующих государств больше всего опасались «российской угрозы», то сейчас, как следует из опросов, обнародованных накануне конференции, их скорее волнуют другие проблемы — массовая миграция, радикальный исламский терроризм, изменение климата (см. “Ъ” от 13 февраля).
О России без любви
Выступления многих участников конференции были явно направлены на то, чтобы вернуть страх перед Россией и не дать украинской тематике уйти с первых полос. «Среди нас нет человека, для которого продолжающаяся война в Европе не представляла бы угрозы. Эта война определяет не только место Украины или всей Европы в мире. Это война России против любых правил»,— заявил президент Украины Владимир Зеленский, в этом году лично приехавший в Мюнхен (год назад он выступал по видеосвязи).
Премьер-министр Дании Метте Фредериксен в ходе своего выступления высказала мнение, что «Россия не стремится к миру». «Ее агрессивная позиция видна всюду, не только на Украине, но и в Латинской Америке, и в Африке, и на Балканах. Мы видим это в виде гибридных войн и фейковых новостей. Россия везде играет отрицательную роль»,— заявила она, объявив, что власти Дании решили передать Украине «всю свою артиллерию», и призвав союзников поступить так же.
Министр обороны ФРГ Борис Писториус, в свою очередь, предупредил, что в ближайшие десятилетия европейский континент будет жить в условиях разделительных линий: «С одной стороны свободная и демократическая Европа, с другой авторитарная и разжигающая войны Россия».
Глава оборонного ведомства Германии призвал партнеров по НАТО больше тратить на военные нужды, подчеркнув, что «эффективное сдерживание является страхованием жизни».
Актуализации «российской угрозы» на конференции способствовали и новости из России: в первый день форума пришли сообщения о смерти в колонии оппозиционера Алексея Навального, что моментально стало одной из ключевых тем в Мюнхене. Большинство выступающих однозначно возложили ответственность за произошедшее на власти РФ (были, впрочем, и те, кто не стал комментировать тему, как, например, глава МИД Китая Ван И, назвавший случившееся «внутренним делом России»).
Вернуть Украину на первые полосы конференции тоже удалось, но тональность большинства публикаций получилась весьма мрачной.
Журнал Der Spiegel назвал положение украинской армии «отчаянным», Владимира Зеленского «бледным и измученным», а перспективы «удручающими»: «Несмотря на высокую мотивацию, Украина может не выдержать давления». Politico также констатировало, что «большинство присутствующих (на конференции в Мюнхене.— “Ъ”) со скепсисом оценивают шансы Украины одержать победу над Россией». «Только самые стойкие сторонники Украины продолжают говорить, что она может победить Россию. Но большинство присутствующих не готовы сказать это, и за закрытыми дверями они скептически относятся к полной победе Украины над Россией в ближайшем будущем»,— говорится в статье издания.
Неясные перспективы
В сложившейся ситуации представители украинской делегации старались убедить западных партнеров нарастить поставки вооружений и техники. Владимир Зеленский дал понять, что украинские силы не отступили бы из Авдеевки, если бы не дефицит и того и другого. «Эпоха мира в Европе закончилась. Каждый раз, когда украинским солдатам приходится отступать из украинских городов, думайте об этом не только в контексте защиты демократии и мирового порядка, основанного на правилах, но и в том контексте, что российские солдаты еще на несколько километров приблизились к вашим городам, вашим домам, вашим семьям и детям. Если вы посмотрите на это под таким углом, вы найдете деньги»,— обратился к собравшимся и глава МИД Украины Дмитрий Кулеба.
В первый день конференции Украина заключила с Германией и Францией соглашения об укреплении сотрудничества в сфере безопасности (наподобие того, что уже есть между Украиной и Великобританией). Однако пока не очень понятно, когда и насколько это поможет Киеву преломить ситуацию на поле боя. В ходе своего выступления в Мюнхене канцлер ФРГ Олаф Шольц ушел от ответа на вопрос, готова ли Германия поставить Украине дальнобойные крылатые ракеты Taurus, которые Киев давно просит. «Я уверен, что мы всегда будем делать все, что необходимо для поддержки Украины»,— только и сказал он.
Не дал Олаф Шольц и прямого ответа на вопрос, будет ли Украина этим летом, на предстоящем саммите НАТО в Вашингтоне официально приглашена в альянс. Не готовы были однозначно обнадежить Киев в этом вопросе и другие высокопоставленные участники конференции, хоть многие и говорили, что «место Украины — в НАТО». А министр иностранных дел и вице-премьер Италии Антонио Таяни, выступая в Мюнхене, прямо предупредил, что вступление Украины в НАТО до окончания боевых действий «опасно для всех». «Это ведет к вовлечению стран НАТО, и поэтому нужно быть осторожными в этом вопросе»,— заявил он.
Альтернативы для России
Российской официальной делегации на конференции в Мюнхене в этом году не было. Вместо нее Россию представляли находящиеся за ее пределами политолог Екатерина Шульман (признана Минюстом РФ иностранным агентом), соучредитель «Мемориала» (признан иностранным агентом) Ирина Щербакова и соучредитель «Фонда Бориса Немцова за свободу» Жанна Немцова. Сессию с ними о «будущем России» вела бывший директор по РФ в Совете национальной безопасности США, политолог Фиона Хилл.
В 2022 году представители госструктур РФ, ранее на протяжении более 20 лет приезжавшие в столицу Баварии, сами отказались от участия в форуме. В 2023-м и сейчас их не позвали уже сами организаторы. Председатель конференции, бывший немецкий дипломат Кристоф Хойсген объяснил это тем, что, по его оценке, власти РФ не настроены на переговоры по Украине.
Отметим, что российские официальные лица, наоборот, неоднократно говорили, что готовы к переговорам, а Украина и ее западные союзники — нет. Об этом в интервью телеканалу «Россия 1» в очередной раз заявил президент РФ Владимир Путин. «Если бы не позиция Запада… война прекратилась бы уже полтора года назад. Но они (власти в Киеве и странах НАТО.— “Ъ”) этого не захотели. Не знаю, хотят ли сегодня? Мы готовы к диалогу»,— сказал он.
При этом официальный представитель МИД РФ Мария Захарова в ходе брифинга накануне Мюнхенской конференции дала понять, что российские официальные лица не поехали бы в Мюнхен, даже если бы их позвали. «За последние годы наблюдали последовательную деградацию мюнхенской площадки… Помню, как начались эти очевидно выраженные кризисные явления, в том числе когда начала доминировать только одна сторона на Мюнхенской конференции — США»,— заявила она.
По словам Марии Захаровой, «эпоха Мюнхена остается в прошлом». «У нас немало альтернативных площадок — и наших международных, и зарубежных, в которых мы принимаем участие на разных уровнях. Есть хорошая альтернатива тому, что, к сожалению, сейчас уже недееспособно,— отметила представитель МИД РФ.— Мир уходит вперед, оставляя Мюнхен вариться в собственном соку и продолжать движение — вместе с остальным коллективным Западом — по пути самоизоляции от остального мира». Для России, как следует из ее комментария, на первый план выходят новые дискуссионные площадки — Валдайский форум, Минская конференция высокого уровня по Евразийской безопасности, «Диалог Райсина» (Индия), «Сир бани яс» (ОАЭ), «Анатолийский форум» (Турция), «Дохийский форум» (Катар) и другие конференции, «представляющие возможность для равноправного и открытого обмена мнениями по актуальным проблемам современных международных отношений».