CИМ-СИМ, паркуйся
Минтранс обяжет регионы проектировать инфраструктуру для средств индивидуальной мобильности
Минтранс обяжет власти субъектов проектировать дорожки и парковки для электросамокатов и иных средств индивидуальной мобильности (СИМ), а также создавать в целом «благоприятные условия» для их движения. В частности, на городских улицах может появиться новая разметка, предписывающая определенные способы парковки мобильных устройств — параллельно, перпендикулярно или под углом к проезжей части. Такие требования содержатся в проекте ведомственного приказа, который описывает порядок установки дорожных знаков, светофоров, разметки, устройство парковок для транспорта. Теперь в рамки действия общих дорожных норм предложено включить и СИМ.
Минтранс разместил на regulation.gov.ru проект новых правил подготовки проектов и комплексных схем по организации дорожного движения (поправки вносятся в ведомственный приказ №274). Эти правила регламентируют места установки дорожных знаков, светофоров, нанесение разметки, устройство парковок, одностороннего, реверсивного движения и т. д. с учетом потоков автомобилей, пешеходов и велосипедов. Минтранс предлагает добавить туда и средства индивидуальной мобильности. Разработка подобной документации обязательна для регионов.
Субъекты федерации обяжут «обосновывать решения» по развитию инфраструктуры для СИМ, а также создавать в целом «благоприятные условия» для их движения.
Согласно новым требованиям, проекты организации дорожного движения (ПОДД) должны будут включать предложения по организации велодорожек и мест для стоянки СИМ. В ПОДД, применяемых во время ремонтных работ или в ходе дорожного строительства, непременно должны присутствовать мероприятия по движению велосипедистов и СИМ на территории, прилегающей к местам ограничений. Также Минтранс предлагает формировать адресные перечни стоянок для электросамокатов, станций проката с указанием размеров площадки, количества мест для стоянки велосипедов и СИМ и способа парковки (параллельно, перпендикулярно или под углом к проезжей части).
Проект приказа предусмотрен «дорожной картой» по нормативному регулированию СИМ, которую правительство РФ утвердило в 2023 году. В ней среди прочего заложены поправки к Правилам дорожного движения и КоАП. Эти документы тоже разрабатываются, точная степень готовности пока неизвестна.
В пояснительной записке к проекту приказа Минтранс ссылается на статистику начала 2023 года, согласно которой в прокате находилось почти 192 тыс. СИМ, а в розницу в 2020–2022 годах было продано 540 тыс. мобильных устройств. Общий парк эксплуатируемых на начало прошлого года в стране СИМ Минтранс оценил в 750 тыс. штук, но сейчас их, очевидно, больше. Так, Ассоциация операторов микромобильности оценивала парк кикшеринга на конец 2023 года в 300 тыс. штук. Аварийность с электросамокатами растет: за девять месяцев 2023 года прирост ДТП превысил 215% к аналогичному периоду прошлого года, погибших — плюс 63%. Больше всего аварий зафиксировано в Москве, Тюменской области, Санкт-Петербурге.
Новые требования к документации обеспечат развитие инфраструктуры, улучшат качество условий для движения СИМ и повысят безопасность дорожного движения, уверены в Минтрансе.
Опрошенные “Ъ” эксперты документ поддержали. «Для того чтобы появилась инфраструктура, нужны точные расчеты количества пользователей СИМ и правильно составленная проектная документация,— говорит сопредседатель рабочей группы "Безопасность дорожного движения" в рамках "регуляторной гильотины" Евгений Литвин.— Сейчас же транспортное планирование происходит так, как будто электросамокатов не существует». Руководитель направления по взаимодействию с органами влаcти Whoosh Сергей Карлов называет проект приказа «очередным шагом по созданию условия для интеграции СИМ в транспортные системы городов».
Суммарная протяженность велодорожек, которыми могут пользоваться СИМ, составляет около 5 тыс. км, из них около 500 км в Москве и 150 км в Санкт-Петербурге, говорит директор Ассоциации операторов микромобильности Ксения Эрдман. «Этого очень мало, и здорово, что Минтранс возлагает на города обязанность создавать новую инфраструктуру,— говорит она.— Вопрос в том, кто это будет финансировать. Каждый раз, когда я встречаюсь с представителями администраций городов и муниципалитетов, они говорят, что денег на это нет.
Во многих регионах ситуация с автодорогами и тротуарами плачевна, велоинфраструктуру они будут строить по остаточному принципу».
Однако существуют и альтернативные варианты финансирования, отмечает госпожа Эрдман, приведя в пример Альметьевск (Татарстан), где сеть велодорожек построил инвестор за свой счет. Существенные вложения и не требуются, считает Евгений Литвин: разметить велополосу можно в рамках ежегодного обновления разметки, установить дополнительные знаки и парковки для СИМ тоже не очень накладно. Если совмещать эту деятельность с работами по благоустройству и реконструкции улиц, например в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные дороги» (так уже делается в Пскове, Иваново, Уфе, Пензе, Южно-Сахалинске), то затраты будут минимальными, считает господин Литвин. В пояснительной записке к приказу сказано, что его реализация не потребует выделения средств из бюджета.
В столичном ЦОДД напомнили, что уже несколько лет занимаются организацией по всему городу сети велодорожек, а также работают над проектом кольцевого веломаршрута «Зеленое кольцо», который соединит зеленые зоны, метро, МЦД и МЦК. Общие расходы на велоинфраструктуру в 2024–2026 годах, предусмотренные городским бюджетом, составят 1,3 млрд руб. В ЦОДД заявили “Ъ”, что считают «правильными и позитивными» предложения Минтранса по корректировке правил.