Я милого узнаю по билборду
Как кандидаты в президенты работают с наружной агитацией
За месяц до основного дня голосования на президентских выборах начался агитационный период в СМИ. К этому моменту, как выяснил “Ъ”, во многих регионах кандидаты уже выполнили запланированную «норму» по наружной рекламе. Оппоненты действующего президента в основном работали над своей узнаваемостью, тогда как сам Владимир Путин сделал акцент на достижениях. В штабах кандидатов сходятся во мнении, что на этот раз кампания получается скромнее, чем шесть лет назад.
В ряде регионов наиболее заметным участником президентской кампании до сих пор остается Центризбирком (ЦИК) РФ. Так, в Амурской, Челябинской и Иркутской областях, в Башкирии, Удмуртии, Бурятии и Забайкальском крае на билбордах пока доминируют информационные сообщения ЦИКа, напоминающие, что голосование пройдет с 15 по 17 марта. И если в Иркутске все-таки можно встретить редкие изображения участников гонки, то, например, в Улан-Удэ и Чите штабы оппозиционных кандидатов «наружку» еще не размещали (она есть только у Владимира Путина).
Впрочем, в большинстве субъектов уличная агитация идет полным ходом, а кое-где кандидаты уже даже исчерпали запланированные лимиты. В Ульяновске, например, коммунисты, «исходя из финансовых объемов», разместили восемь билбордов депутата Госдумы от КПРФ Николая Харитонова, на которых тот призывает покончить с «игрой в капитализм». Как сообщили “Ъ” в обкоме, больше плакатов в поддержку кандидата, вероятно, повесить не удастся: в оставшийся до голосования месяц партия займется распространением буклетов и организацией пикетов. Аналогичная ситуация у КПРФ в Санкт-Петербурге. Первый секретарь горкома Роман Кононенко объяснил “Ъ”, что вся «наружка» в поддержку господина Харитонова уже висит, а на дополнительную денег нет. Однако партийцы еще выпустят календарики и листовки и будут распространять их «в поте лица», заверил он.
В амурском обкоме КПРФ “Ъ” рассказали, что не сумели договориться с оператором наружной рекламы и будут обходиться без билбордов. В Ярославской области коммунисты, напротив, повесили 15 баннеров, но не смогли освоить малые форматы — на остановках и в общественном транспорте. «Рынок фактически монополизирован, одно место для политической агитации стоит почти 100 тыс. руб. в месяц»,— пожаловался “Ъ” секретарь ярославского обкома по пропаганде Эльхан Мардалиев. Также о «непростых» условиях размещения «наружки» заявили коммунисты в Красноярском крае.
Однако в целом серьезных претензий к местным властям в Компартии не имеют. «На этих выборах нам впервые разрешили повесить баннеры, на прошлых такого не было,— заявила “Ъ” глава саратовского штаба Николая Харитонова, депутат Госдумы Ольга Алимова.— Власть, наверное, решила, что в данной ситуации надо объединять усилия, а не создавать конфликтную ситуацию». По словам первого секретаря хабаровского крайкома КПРФ Петра Перевезенцева, кампания проходит в «спокойной конкурентной обстановке» и «беспредела», который был ранее присущ выборам в регионе — с уничтожением плакатов, изъятием листовок,— он не видит. «Агитации всегда мало. Делаем исходя из наших возможностей»,— добавил первый секретарь челябинской ячейки Компартии Игорь Егоров.
В ЛДПР, чей лидер Леонид Слуцкий использует слоган «Дело Жириновского живет!», тоже не испытывают особых проблем с агитацией. Руководитель калининградского отделения партии Евгений Мишин даже поблагодарил губернатора-единоросса Антона Алиханова за «конструктивное взаимодействие и сотрудничество» в этом вопросе. Помимо «наружки» либерал-демократы традиционно применяют агитационные автобусы, которые курсируют по регионам и собирают наказы избирателей. В них же проводится «всероссийский опрос» под названием «Скажи Слуцкому правду!».
«Мы понимаем, что перебить (агитацию Владимира Путина.— “Ъ”) не сможем, но активно встречаемся с коллективами предприятий, проводим опросы и работаем над узнаванием нашего кандидата»,— рассказал “Ъ” лидер якутской ячейки ЛДПР Гаврил Парахин. В Приморье, Красноярском крае и Чувашии либерал-демократы заверили “Ъ”, что препон со стороны власти они не встречали. А вот в Пермском крае партийцы не смогли разместить порядка 50 баннеров в поддержку господина Слуцкого, пожаловался “Ъ” лидер фракции ЛДПР в Заксобрании региона Олег Постников. Проблемы, по его словам, носят «коммерческий характер» или же возникли в связи с отсутствием свободных площадей.
Над «узнаваемостью» кандидата работают и штабы депутата Госдумы от «Новых людей» Владислава Даванкова. Самый молодой кандидат использует слоган «Время новых!», а также подчеркивает на билбордах слог «Да» в своей фамилии. «На данном этапе препятствий не было, кроме ураганного ветра и похолодания до минус 30»,— рассказал “Ъ” глава хакасского отделения «Новых людей» Иван Мисюк. В Новосибирской области партийцы приступили к размещению «наружки» с начала февраля и уже повесили более 40 билбордов, сообщили в пресс-службе местного отделения: «В наружной рекламе мы сделали акцент на форматах, которые позволяют повысить узнаваемость Владислава Даванкова».
Наконец, наиболее полно на улицах представлены билборды Владимира Путина, которые демонстрируют разнообразные достижения социально-экономического развития страны под лозунгом «Россия. Путин. 2024». Например, в Новосибирске это изображение нового ледового дворца хоккейного клуба «Сибирь», а в Воронеже — обновленной Петровской набережной. Впрочем, доверенное лицо Владимира Путина в Якутии, председатель республиканского Союза ветеранов Афганистана Валерий Лютый заявил “Ъ”, что наружная агитация — это не главное. «Главное — показать сплоченность нашего многонационального народа, что нас не сломили, что мы не прогнулись перед трудностями»,— объяснил он, добавив, что поэтому в республике упор делается на встречи с коллективами, участниками СВО и волонтерами. А в чувашском штабе Владимира Путина “Ъ” и вовсе заявили, что его «главный агитатор — это работа»: «Действующий президент каждый день своей практической деятельностью доказывает гражданам необходимость именно его персоны на посту главы государства».
Отметим также, что в «наружке» оппонентов Владимира Путина региональные сюжеты практически не используются. Исключение составляет Дагестан, где Николай Харитонов предстает на билбордах на фоне характерных горных пейзажей, а также Чувашия, где либерал-демократы планируют разместить выдержки из программы Леонида Слуцкого на чувашском языке. И совсем уж необычным форматом отметились коммунисты в Ульяновске: 14 февраля на больших сугробах там появились надписи «Харитонов, я тебя люблю!». В обкоме, правда, утверждают, что их оставили «неравнодушные поклонницы».
Лидер фракции КПРФ в Ульяновском заксобрании Виталий Кузин заявил “Ъ”, что, по его мнению, «на этом этапе избирательная кампания по всем кандидатам какая-то тихая». «Возможно, активизируется ближе к выборам»,— предположил он. С коммунистом согласен и сопредседатель ульяновского штаба Владимира Путина Александр Луконин, который сказал “Ъ”, что агитационная кампания «идет достаточно скромно». «Я общаюсь с людьми, и мне говорят, что все понимают: мол, альтернативы (Владимиру Путину.— “Ъ”) нет. Нет необходимости ходить с флагами»,— резюмировал господин Луконин.