Sokol взлетает с воды
Юрий Барсуков о разрешении проблем с поставками сахалинской нефти
История с застрявшими в море танкерами с сахалинской нефтью сорта Sokol, видимо, подходит к логическому финалу. 19 февраля три танкера направились в Китай и Индию, следует из данных Kpler.
Напомним, около десятка танкеров с 10 млн баррелей нефти проекта «Сахалин-1» с конца ноября простаивали у берегов Южной Кореи, Малайзии и Сингапура, поскольку крупнейший покупатель этой нефти — индийская госкомпания India Oil — отказалась брать грузы. Как писал “Ъ” 10 и 31 января, это решение, скорее всего, было связано не с последними санкциями США, затруднившими поставки российской нефти, а с коммерческими разногласиями по поводу цены нефти и валюты платежа. «Роснефть», оператор «Сахалина-1», отказалась идти на уступки и предпочла хранить нефть на воде, параллельно занимаясь поисками новых покупателей. Индийская сторона, в свою очередь, видимо, рассчитывала, что снижение цен на нефть в декабре, когда Brent опускалась до $72 за баррель, самого низкого уровня с июня 2023 года, усилит ее переговорную позицию.
Однако нефтяные цены пошли против покупателя, и к середине февраля нефть Brent подорожала на $11 за баррель по сравнению с декабрем. На этом фоне новые партии сахалинской нефти стали активно брать НПЗ в Китае, а также другие индийские переработчики помимо India Oil. При этом, по данным Reuters, партии сахалинской нефти для Китая в феврале предлагались с дисконтом к Brent в размере около $1 за баррель на условиях DES, тогда как прежде Sokol в Азии продавалась с премией к Brent. Совокупность роста нефтяных котировок и предоставления дисконта позволила не только продать текущие партии, но и с середины февраля начать реализовывать застрявшие декабрьские грузы.
Эта история в миниатюре отражает общую противоречивую ситуацию со сбытом российской нефти в условиях санкций. С одной стороны, поскольку более 85% морского экспорта российской нефти теперь приходится всего на три страны — Индию, Китай и Турцию,— отдельные покупатели получают существенную рыночную власть, которой они при удобном случае пытаются воспользоваться для увеличения своих выгод. С другой стороны, даже внутри этого «рынка российской нефти» существует конкуренция между покупателями, что позволяет российским поставщикам лавировать и не соглашаться на совсем уж непривлекательные условия. Такое лавирование имеет свою цену, которая тем больше, чем меньше число потенциальных покупателей. В таких условиях можно существовать, но сложно развиваться: все-таки для крупных проектов нужны гарантии сбыта, которые в нынешних условиях российские нефтекомпании могут обеспечить, только получив собственные нефтеперерабатывающие активы в дружественных странах.