Генпрокуратура положила глаз на камеры
Надзорное ведомство пообещало проверить дорожные комплексы в регионах
Генеральная прокуратура РФ анонсировала проведение совместной с ГИБДД масштабной ревизии мест установки дорожных камер по всей России для исключения «использования комплексов фотовидеофиксации не по целевому назначению». Соответствующие поручения направлены региональным прокурорам. Проверке подлежат почти 30 тыс. устройств.
В Генпрокуратуре вчера сообщили о результатах проведенной в стране проверки систем фотовидеофиксации нарушений ПДД. «Благодаря вмешательству прокуратуры в ряде регионов граждане освобождены от наказания, назначенного из-за некорректной настройки системы,— сообщили в надзорном ведомстве.— Например, в Саратовской области из-за ненадлежащей работы комплекса автоматической фиксации нарушений отменено почти 2 тыс. незаконных постановлений о привлечении к ответственности. При этом из-за некачественно изготовленных системой фотоматериалов порядка 3 тыс. нарушителей, напротив, избежали наказания». К какому периоду относятся нарушения, а также какие-либо иные дополнительные детали, в ведомстве не раскрыли.
«Принимались меры в связи с хищениями бюджетных средств, выделенных на обслуживание, и просчетами при закупках,— продолжили в Генпрокуратуре.— Так, в Воронежской области осужден директор подрядной организации, причастный к хищению 19 млн руб. бюджетных средств, выделенных на содержание систем, ущерб взыскан. За неисполнение девяти контрактов на установку и наладку комплексов автоматической фиксации в Новосибирской области по инициативе прокуратуры заместитель директора подрядной организации дисквалифицирован, директор другой привлечен к ответственности в виде штрафа на сумму 1,8 млн руб.».
По итогам проведенных проверок Генпрокуратура поручила региональным прокурорам совместно с ГИБДД в 2024 году провести ревизию мест дислоцирования камер.
Проверка будет проводиться «в целях исключения фактов использования комплексов фотовидеофиксации не по целевому назначению», сказано во вчерашнем сообщении надзорного ведомства. По данным ГИБДД, общее количество комплексов фотовидеофиксации на дорогах в 2023 году выросло на 8,4% — сейчас их 29,2 тыс.; 25,2 тыс. из них — стационарные, 3,1 тыс.— передвижные, 900 — мобильные. С помощью камер в прошлом году вынесено более 220 млн административных штрафов — на 20% больше, чем годом ранее.
Генпрокуратура регулярно выявляет нарушения в применении комплексов. По итогам проведенной в 2021 году проверки, как сообщал “Ъ”, в ведомстве пришли к выводу, что комплексы часто применяются не для профилактики нарушений, а в целях получения «дополнительных доходов региональными органами власти и предпринимателями». В октябре 2022 года глава ГИБДД Михаил Черников также выступал с критикой по поводу «тотального» расширения систем фотовидеофиксации, «наказание не должно стоять в основе», заявлял он. О ревизии мест установки камер Минтранс РФ говорил еще в 2019 году, но по факту системной проверки проведено не было.
Эксперт по системам фиксации нарушений Григорий Шухман предполагает, что новая проверка со стороны прокуратуры может быть проведена как минимум на соответствие мест дислокации комплексов расположению очагов аварийности.
Нарушения, приводящие к ошибочным штрафам, могут быть связаны с неправильной настройкой «железа» (например, неверно выставленный угол камеры) или сбоями софта, говорит эксперт по безопасности Народного фронта Катерина Соловьева. «Один из способов прокурорского реагирования — обжалование и отмена вынесенного штрафа через суд,— поясняет она.— К сожалению, региональные прокуратуры пользуются этим инструментом редко, ведь в этом случае приходится возвращать истцу деньги, а это сложная процедура». В целом, говорит Катерина Соловьева, Генпрокуратуре следует взять на практику ежегодную проверку систем фотовидеофиксации с учетом роста числа штрафов, поскольку потенциально это «социально взрывоопасная тема».
«Применение комплексов регулируется множеством норм, при этом некоторые ключевые нормативные документы носят рекомендательный характер,— рассказали “Ъ” в группе компаний "Урбантех" (внедряет, обслуживает системы фотофиксации в ряде субъектов).— Как следствие, не все регионы используют их в работе, допуская вольности в трактовке и применении самих систем фотовидеофиксации. Это негативно влияет не только на качество работы комплексов, но и на уровень безопасности движения». В компании напомнили, что с 1 сентября вступит в силу закон, в котором описаны новые требования к местам установки комплексов (“Ъ” рассказывал об этом документе): «Логично, что в этой связи во всех регионах будет проведена ревизия мест размещения комплексов фотовидеофиксации».
В ЦОДД Москвы, комментируя проверку Генпрокуратуры, заявили “Ъ”, что уже сейчас строго следуют «всем требованиям в части использования автоматической фотофиксации». «Каждое место установки комплекса в Москве рассматривается на совместном совещании с УГИБДД, для каждого объекта готовится паспорт и проводится многоэтапная процедура его согласования,— рассказали в центре.— В приоритетном порядке камеры появляются в местах, где происходили ДТП. Ставим камеры только в том случае, если уверены, что они действительно позволят повысить безопасность». В подмосковном минтрансе также говорят, что все места установки и передислокации комплексов определяются ГИБДД, минтрансом Подмосковья, а также собственниками дорог, исходя из аварийности.
В Москве до 2030 года появятся три новые ветки метро
Столичный мэр Сергей Собянин 19 февраля рассказал о перспективах развития рельсового каркаса Москвы до 2030 года. Планируется, в частности, достроить и открыть три новые линии метрополитена — Троицкую, Рублево-Архангельскую и Бирюлевскую. Появятся четыре новые станции на существующих ветках — «Южный порт» (Люблинско-Дмитровская линия), «Гольяново» (Арбатско-Покровская), «Потапово» (Сокольническая) и «Суворовская» (Кольцевая).
125 станций МЦК и МЦД будут приведены к стандарту Московского городского вокзала (включает строительство здания с лифтами и эскалаторами с возможностью комфортной пересадки на другие виды транспорта). Сейчас статус вокзала имеют уже более 80 станций.
Планируется также включить в тарифную систему Москвы Ярославское и Павелецкое направления железной дороги. Эти направления должны были стать частью МЦД-5 Пушкино—Домодедово с тоннелем под центром города. Проект отложен на неопределенный срок из-за технических сложностей, мэрия пока занимается развитием отдельных участков МЦД-5. Пользоваться картой «Тройка» для оплаты проезда в электричках можно уже сейчас, однако пока нельзя воспользоваться бесплатными пересадками на метро/МЦК, как на других диаметрах,— это, судя по всему, городские власти и планируют внедрить. Тарифы за проезд, предполагает глава Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов, в результате могут снизиться, как это произошло после запуска других диаметров.
Сергей Собянин также анонсировал планы организовать до 2030 года тактовое движение поездов в рамках развития Центрального транспортного узла (ЦТУ). Планируется, что электрички из Тулы, Ярославля, Владимира и других городов будут ходить в сторону Москвы раз в 20–30 минут (сейчас раз в 45–180 минут). При этом часть поездов будет доезжать до хабов МЦД, где часть пассажиров сможет пересаживаться на поезда системы диаметров. Программа развития ЦТУ сейчас находится в правительстве России.