«Безопасный город» оказался опасным для его разработчиков
Уголовное дело в отношении создателей комплекса появилось к их суду с МЧС
Как стало известно “Ъ”, Арбитражный суд Москвы повторно рассмотрит иск ООО «Национальный центр информатизации» (НЦИ), которое рассчитывает получить оплату от МЧС за проведение пятого этапа научно-исследовательской и опытно-конструкторской работы (НИОКР) в рамках создания аппаратно-программного комплекса (АПК) «Безопасный город». После смены руководства спасательного ведомства его сотрудники не приняли последний этап работ и обратились в СКР, возбудивший уголовное дело о мошенничестве в отношении неустановленных лиц из числа исполнителей практически на всю сумму выполненного контракта в 670 млн руб. Между тем «Безопасный город», столь необходимый в условиях налетов со стороны Украины, до сих пор не запущен.
Уголовное дело по ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество в особо крупном размере) главное следственное управление СКР возбудило 9 января этого года в отношении «неустановленных лиц», потерпевшей стороной признано МЧС. Расследованию предшествовала длившаяся больше года проверка законности расходования бюджетных средств на создание «Безопасного города», проведенная Главной военной прокуратурой по инициативе назначенного летом 2022 года на должность советника главы МЧС Даниила Мартынова. По данным источников “Ъ”, каких-либо нарушений хода реализации контракта или признаков хищений проверяющие не обнаружили. Замечания касались лишь проведения апробации и использования зарубежного программного обеспечения, но, как выяснилось, это не было запрещено техническим заданием.
Несмотря на это, военная прокуратура передала материалы в ГСУ СКР, которое и начало расследование. Фигурантов в деле на данный момент нет, ущерб же заявлен на полную стоимость контракта — более 670 млн руб.
По словам источника “Ъ”, в конце 2023 года должно было состояться заседание межведомственной комиссии по перспективам развития «Безопасного города». Была разослана соответствующая повестка, но Минпромторг и ФСБ, изучив материалы, оказались не согласны с позицией МЧС и предложили спасательному ведомству использовать результаты проведенной НИОКР для дальнейшего развития тематики по «Безопасному городу». В результате заседание было отложено и не состоялось до сих пор.
Проект «Безопасный город» имеет солидную историю. Летом 2020 года тогдашний замглавы МЧС Александр Чуприян в письме тогдашнему вице-премьеру Юрию Борисову предложил создать ГИС «Безопасный город», которая позволит объединить разрозненные системы городской безопасности в стране. Стоимость разработки и внедрения системы оценивались на уровне 97,1 млрд руб. В октябре 2020 года «Национальный центр информатизации» выиграл тендер МЧС на разработку единых стандартов «Безопасного города», а также ФЗ.
Осенью 2021 года МЧС направило в Минэкономики и Минфин на согласование законопроект о перезапуске аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» по всей стране. Центром компетенций предлагалось назначить новую структуру — ППК «Безопасный город». В Госдуме положительно отреагировали на закон, но подчеркнули необходимость «понятных финансовых обоснований». При этом со стороны МВД инициатива подверглась критике. Ведомство увидело в законопроекте попытку монополизации рынка оборудования для городских систем.
АПК «Безопасный город» — комплекс систем управления рисками (приема и обработки сообщений, вызова экстренных и других муниципальных служб различных направлений деятельности, мониторинга, прогнозирования, оповещения и управления), то есть всесторонней защиты жизнедеятельности людей от потенциальных внешних угроз — природных, техногенных, социально-биологических, экологических, криминальных и других.
Разногласия между заказчиком НИОКР и исполнителем возникли на последнем, пятом этапе работ.
Результаты четырех предыдущих этапов приемочной комиссией ФКУ «Центральная база измерительной техники МЧС» были приняты без проблем и оплачены заказчиком в полном объеме. В декабре 2022 года был подписан акт сдачи-приемки научно-технической продукции по пятому этапу. По условиям контракта, этот документ подтверждает факт выполнения работ и является основанием для подписания акта выполненных работ и проведения оплаты. Однако оплачивать эти работы (стоимость пятого этапа составляла 45,5 млн руб.) МЧС отказалось, сославшись на инициированную министерством экспертизу, которую, по версии НЦИ, провели с нарушением требования законодательства в части организации закупок (44-ФЗ).
Решить финансовый спор в досудебном порядке сторонам не удалось, после чего начались арбитражные разбирательства между ними. Арбитражный суд Москвы удовлетворил иск НЦИ, обязав МЧС выплатить разработчикам 45,5 млн руб. Спасатели с судебным решением не согласились и обжаловали его в 9-м апелляционном суде, но и тот поддержал истцов. Однако кассационная инстанция отменила прежние решения, сославшись на необходимость проведения судебной экспертизы, и направила дело на новое рассмотрение в столичный арбитраж. Повторный процесс должен стартовать во вторник.
Стоит отметить, что МЧС могло, но не заявило о необходимости проведения такой экспертизы в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции.
«Несмотря на то что НИОКР были завершены в конце 2022 года и уже второй год стороны выясняют отношения в судах, первые официальные замечания от МЧС в адрес НЦИ, касающиеся всего пятого этапа работ, поступили только перед судебным заседанием в декабре 2023 года, на котором рассматривалась кассационная жалоба министерства»,— сообщили “Ъ” в «Ростехе», в который входит НЦИ. Всего в этом документе 33 замечания, характер которых, как говорят в НЦИ, «свидетельствует либо о квалификации специалистов, анализирующих результаты НИОКР, либо о нехватке времени на их изучение». НЦИ предложил провести обучение сотрудников ведомства, хотя это не предусмотрено договором, но может помочь разобраться в результатах работы — «как с точки зрения поиска нужной информации в большом массиве переданных данных, так и с точки зрения применимости полученных результатов», отмечают в госкорпорации.