«Занимаемся созданием самой генетики сахарной свеклы»

«СоюзСемСвекла» наполняет российский и зарубежный рынки отечественными семенами

Первый в России частный селекционно-генетический центр (СГЦ) по созданию отечественных гибридов сахарной свеклы планирует в ближайшие три года в 17 раз увеличить производство семян отечественной селекции. Какие к тому есть предпосылки, можно ли преодолеть многолетнее отставание от западных разработок, чем подкреплены амбициозные планы по наращиванию экспортных поставок российских гибридов — рассказал генеральный директор компании «СоюзСемСвекла», кандидат сельскохозяйственных наук Роман Бердников.

Фото: Андрей Архипов

— На общероссийском сельскохозяйственном форуме вы заявили, что «СоюзСемСвекла» в 2026 году поставит на рынок 600 тыс. посевных единиц гибридов сахарной свеклы. Но в 2023 году объем реализации компании составил 35 тыс. посевных единиц. Откуда такая геометрическая прогрессия?

— То, что я озвучил — поставка на рынок 200 тыс. посевных единиц в 2024 году, 400 тыс. в 2025-м и 600 тыс. в 2026-м,— это тема семеноводства. То есть размножения гибридов в промышленных масштабах и увеличение их количества к реализации. Этим занимаются многие отечественные компании. Некоторые из них просто завозят импортные оригинальные семена и размножают их или импортируют готовые научные разработки. Наш проект в корне отличается от такого подхода. Мы занимаемся созданием самой генетики — того, из чего получаются гибриды сахарной свеклы.

В нашем СГЦ создаются качественно новые, высокопродуктивные, устойчивые к заболеваниям и обладающие выравненностью по основным биологическим и морфологическим признакам гибриды сахарной свеклы.

Для его организации в 2017 году было объединено два проекта: по селекции и семеноводству сахарной свеклы компании «Щелково Агрохим», а она начала заниматься этим направлением еще в 2000-х годах, и по созданию гибридов сахарной свеклы группы компаний «Русагро», стартовавшему в 2015 году. На сегодняшний день капитализация проекта составляет порядка 1,5 млрд руб. без учета операционных моментов. Из этой суммы на приборно-лабораторно-аналитическую базу ушло около 70%.

Проект «СоюзСемСвекла» осуществляется в рамках федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017–2030 годы. С начала реализации уже 27 гибридов собственной селекции прошли регистрацию и занесены в государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию в РФ.

— Почему вообще решили заняться этим направлением?

— Главная мотивация основания СГЦ — сложившаяся тотальная зависимость страны от импортных семян. По данным на 2022 год, собственных семян в России было около 2,5%. В недалекой перспективе «СоюзСемСвекла» планирует занять до 75% отечественного рынка по этому направлению, который на сегодня составляет 1,3 млрд посевных единиц.

Мы объединили в нашем генетическом банке более 800 линий, 800 генотипов. Нашу коллекцию мы пополнили еще селекционным материалом европейского происхождения.

Фото: Андрей Архипов

— Отличаются ли подходы в генетике сахарной свеклы советской и европейской школ?

— Отличия принципиальные!

Советская генетика ориентировалась как на качественные характеристики самих корнеплодов, из которых добывают сахар, так и на массу ботвы, которую скашивали и отдавали на корм скоту. Европейская селекция во главу угла ставила увеличение размера корнеплода. То есть минимум развития ботвы, максимум — корнеплода.

Мы используем лучшее из этих школ. Для создания новых высококонкурентных гибридов сахарной свеклы в СГЦ применяются прогрессивные технологии классической и геномной селекции, а также биотехнологии. Мы ищем участки в геноме, отвечающие за урожайность, сахаристость, устойчивость к заболеваниям, чтобы на геномном уровне контролировать эти признаки в гибриде. Также создана и апробирована система молекулярных маркеров, разработана технология получения линий удвоенных гаплоидов сахарной свеклы в культуре тканей и технология длительного сохранения микроклонов сахарной свеклы invitro.

Мы собрали все компетенции, которые есть в России и в мире: молекулярная биология, геномная селекция, биотехнология, классическая селекция. Собрали хороших специалистов и активно сотрудничаем на мировой арене с ведущими специалистами по селекции и генетике сахарной свеклы.

— Даже сейчас?

— До февраля 2022 года было, конечно, более активное взаимодействие. Сейчас с кем-то полноценный диалог перешел в менее продуктивный, с кем-то поставлен на паузу, а с кем-то продолжается.

— От мировых трендов не отстаете?

— Весь мир на протяжении последних лет вырвался вперед в селекции и генетике. Чтобы этот отрыв сократить, мы работали с независимыми учеными из Италии, США и Германии, которые занимаются молекулярной биологией и генетикой по сахарной свекле. Эта планомерная работа строилась не один год: поездки, обучение, обмен опытом. В результате вышли на совершенно новый уровень понимания и ведения работ по этим направлениям. За счет этого мы и сократили максимально разрыв с зарубежными наработками и вышли на рубеж создания конкурентоспособного продукта.

— Почему занимаетесь именно гибридами, а не сортами?

— От сортов на гибриды мир перешел где-то в 1990-х годах. Сорта, конечно, тоже имеют неплохой генетический потенциал по урожайности и сахаристости, но есть и ряд минусов. Гибрид — это полностью контролируемое опыление, семена собираем только с одного из компонентов гибридов, а сорт — это свободное переопыление, где генетические моменты не контролируются. Кроме этого, сорта все равно уступали по урожайности, сахаристости и другим показателям.

— Когда речь идет о гибридах, у многих возникают ассоциации с генетически модифицированными организмами. Пересекаются в чем-то эти технологии или это параллельные пути?

— О ГМО можно говорить, когда в геном какого-либо организма вносятся чужеродные гены.

К примеру, в геном томата добавляют ген акулы — и получается устойчивость этого томата к какой-то конкретной болезни. ГМО в принципе везде запрещены.

Но есть другой вид изменения на генном уровне. Это генетическое редактирование. Когда мы в геном не привносим чужеродные гены, а делаем условно генетическими ножницами изменения в азотистых основаниях. Их всего четыре — аденин, тимин, цитозин и гуанин. Из них собирается каждое азотистое основание комплементарно друг другу. Например, аденин с тенином стоят друг против друга. Каждый отвечает за тот или иной признак — к примеру, за устойчивость к заболеванию.

Мы можем поменять местами или убрать какие-то из них, тем самым получив новый признак.

— В СМИ прошла информация, что в рамках Федеральной научно-технической программы развития генетических технологий на 2019–2030 годы ваша компания совместно с институтом общей генетики имени Вавилова приступила к редактированию генома сахарной свеклы. Какие результаты ожидаете от этого проекта?

— Сейчас мы ведем работу по редактированию генома в двух направлениях — устойчивость к засухе и устойчивость к корневым гнилям. Оба признака полигенные: за них отвечает много генов. Наша задача — получить продукты, которые будут максимально реализовывать свой потенциал в сложных почвенно-климатических условиях.

Отмечу, что наш СГЦ частный и при этом участвует в двух федеральных научно-технических программах — федеральной научно-технической программе развития сельского хозяйства на 2017–2030 годы и федеральной научно-технической программе развития генетических технологий на 2019–2030 годы, в связи с чем непосредственно взаимодействует с Министерством сельского хозяйства РФ, а также с ведущими научными центрами страны по направлениям классической и геномной селекции, молекулярной биологии и биотехнологии.

Участие в федеральных программах подразумевается в формате комплексных научно-технических проектов, которые мы реализуем с помощью Всероссийского научно-исследовательского института сахарной свеклы и сахара имени А.Л. Мазлумова, Института общей генетики имени Н.И. Вавилова РАН и Воронежского государственного аграрного университета имени императора Петра I. Государство стимулирует селекционно-генетическую работу, на определенные статьи затрат осуществляется дофинансирование.

То, что весь научно-производственный цикл у нас локализован на территории РФ,— главное преимущество компании. В состав СГЦ входят обособленное подразделение по молекулярной биологии на базе ИОГен в Москве и обособленное подразделение по селекции в Краснодарском крае. Семеноводство также сконцентрировано в России, семена F1 выращиваются в семеноводческих хозяйствах в южных регионах, после чего отправляются на подработку в Воронежскую область на семенной завод «Щелково Агрохим» «Бетагран Рамонь». Далее готовая продукция реализуется сельхозтоваропроизводителям.

Фото: Андрей Архипов

— У россиян десятилетиями формировалось убеждение, что все зарубежное лучше, чем отечественное. Вы сталкиваетесь с этим при реализации гибридов «СоюзСемСвеклы»?

— Конечно. Но сомнений в том, что преодолеем это предубеждение, нет. Мы создаем гибриды, которые максимально адаптированы к почвенно-климатическим условиям РФ. Уникальность наших гибридов заключается в том, что компоненты, используемые при их создании, не имеют аналогов за рубежом. Аграрии отмечают более высокую устойчивость к болезням листьев и корнеплодов.

Кроме того, достигли выровненности корнеплодов. Это очень важный показатель в конкурентной борьбе с иностранными селекционерами, над которым мы серьезно работали. В результате добились фенотипической калибровки и пучкового отрастания ботвы, что также является важным технологическим параметром.

Чтобы рынок полностью увидел наши продукты, постоянно закладываем во всех свеклосеющих регионах демоиспытания. Каждый аграрий видит конкурентоспособность наших гибридов.

То, что мы сейчас реализуем запланированный объем семян, свидетельствует, что наша аргументация в пользу гибридов «СоюзСемСвеклы» убедительна: мы создаем конкурентоспособный продукт по урожайности, сахаристости и выходу сахара.

— Какие приоритетные цели и задачи стоят перед компанией на ближнюю и дальнюю перспективу?

— Создать гибрид и сказать, что мы сделали всю работу, невозможно. Уже созданный гибрид требует постоянной работы. Они состоят как минимум из четырех разных компонентов. Чтобы воспроизвести каждый, необходимо постоянное взаимодействие «поле — лаборатория — поле».

Параллельно идет работа над созданием новых гибридов. Ставим перед собой задачу создания гибридов для определенных почвенно-климатических зон, чтобы максимально реализовывался генетический потенциал в виде выхода сахара.

Классические гибриды уже достигли своего генетического потолка. Планируем создавать гибриды с устойчивостью к гербицидам и другим факторам.

Основная наша цель остается прежней — выход белого сахара в 10 т с гектара. Сегодня по России этот показатель составляет порядка 7–8 т. Мы понимаем, как достичь этой цели. В том числе за счет ноу-хау нашей научно-производственной компании, собственных разработок.

Сегодня наша доля на внутреннем рынке около 15%, также ведется работа по продвижению отечественных семян сахарной свеклы на зарубежные рынки: коммерческие партии реализуются в Беларусь, Египет и Киргизию, где успешно прошли государственные испытания и зарегистрированы гибриды собственной селекции, в ряде стран продолжаются испытания для последующей регистрации. В 2023-м подали заявку на регистрацию в Евросоюз.

В перспективе компания намерена занять 50% рынка семян сахарной свеклы РФ. Уже сделанные в России наработки в селекции и системные меры господдержки могут обеспечить внутренний рынок отечественными семенами сахарной свеклы к 2027 году на 75%, а также увеличить поставки отечественных семян на внешние рынки.

ООО «СоюзСемСвекла»

Реклама

Вся лента