Газовщики дождались суда
В Новосибирске начали рассматривать дело о гибели людей при взрыве в жилом доме
В Новосибирске начался судебный процесс по делу о взрыве газа в жилом доме в феврале 2023 года, в результате которого погибли 15 человек. В качестве обвиняемых по нему привлекли Евгения Кавуна и Ирину Урбах, которые, представляясь сотрудниками газосервисной компании, занимались заменой газового оборудования в квартирах, не имея необходимых знаний и допуска на выполнение работ. Из-за разгерметизации шланга, который они поменяли на кухне, начал травиться пропан, произошло его воспламенение и взрыв мощностью до 6,7 кг в тротиловом эквиваленте. Евгений Кавун заявил, что соболезнует родным погибших, но не согласен с выводами следствия. Ирина Урбах не прокомментировала обвинение.
Заельцовский районный суд Новосибирска во вторник приступил к рассмотрению по существу уголовного дела о гибели 15 человек в результате взрыва газа в жилом доме.
Согласно оглашенному обвинительному заключению, 6 февраля 2023 года Ирина Урбах в спецодежде работника газовой компании проводила поквартирный обход газифицированного многоквартирного дома №39 на улице Линейная. Жильцам она представлялась контролером компании «Межрегионгаз сервис», показывала фальшивое удостоверение и поясняла, что выполняет техническую диагностику внутриквартирного газового оборудования. По версии следствия, под надуманным предлогом она заявляла о неисправности оборудования. При этом, говорится в деле, женщина убеждала жильцов, что любое промедление с починкой создает серьезную угрозу жизни. В дальнейшем она якобы предлагала организовать качественный ремонт аттестованным сотрудником и звонила Евгению Кавуну, который монтировал оборудование. После оплаты (одна только замена шланга на газовой плите стоила у них 1,6 тыс. руб.), клиенту выдавали фиктивный договор и акт приемки-сдачи с оттиском печати «Межрегионгаз сервиса» и поддельной подписью гендиректора компании.
Как указывается в деле, 6 февраля 2023 года лжегазовщики заменили гибкие подводки для газа в квартирах №4 и №21, 8 февраля — квартире №55. Едва они успели уйти, хозяйка последней квартиры почувствовала запах газа и, перекрыв вентиль, вызвала аварийные службы. Им пришлось менять только что установленное оборудование на новое.
9 февраля в 7:30 в доме прогремел взрыв. Его мощность, как установили эксперты-взрывотехники, составляла до 6,7 кг в тротиловом эквиваленте. Один из подъездов пятиэтажки сложился полностью, еще один частично обрушился. В результате взрыва и обрушения дома погибли 15 человек, включая двухлетнего ребенка, травмы различной тяжести получили 11 жильцов.
Следствие доказало, что воспламенился, а затем взорвался газ, скопившийся в кухне квартиры №21, где 6 февраля Евгений Кавун и Ирина Урбах установили некачественное и несертифицированное оборудование, подключили его к системе газоснабжения дома, не проверив герметичность соединений.
Затем гособвинитель Артем Вонарха зачитал иск прокуратуры о взыскании с подсудимых почти 336 млн руб. в пользу мэрии. Столько муниципалитет потратил на выплату компенсаций жильцам дома, который был признан аварийным и снесен, а также на ремонт пострадавших от взрывной волны соседних домов.
«Уважаемые потерпевшие, я выражаю искреннее соболезнование вашему горю и той утрате, которую вам пришлось пережить. Я понимаю, что по этому делу нужен виновный, но я не могу признать вину. И не потому, что боюсь наказания либо хочу уйти от ответственности. Я не могу признать чужую вину за гибель людей»,— сказал Евгений Кавун, добавив, что «выводы следствия основаны на предположениях». Ранее обвиняемый отмечал, что причиной аварии могла стать халатность при обращении с газовым оборудованием кого-то из жильцов. Евгений Кавун заявил, что не признает и иск прокуратуры. Ирина Урбах не стала комментировать предъявленные ей обвинение и иск.
Председательствующая в процессе судья Мария Полуэктова установила порядок исследования доказательств. Сначала будут допрошены потерпевшие, свидетели, эксперты, затем исследованы письменные материалы дела. Обвиняемые дадут показания в самом конце судебного следствия.
Татьяна Мурзина, у которой в результате взрыва погибли сноха и внучка, сказала „Ъ-Сибирь“, что обвиняемые заслуживают самого сурового наказания. Очередное заседание назначено на 29 февраля.
Аварийно-спасательные работы на месте трагедии шли два дня. В них были задействованы почти 400 человек и 90 единиц техники. В Новосибирск прилетал глава МЧС РФ Александр Куренков вместе с оперативной группой центрального аппарата ведомства. Он сообщил, что ситуация находится на контроле у президента России Владимира Путина. В Новосибирской области 10 февраля было объявлено днем траура.
Евгения Кавуна и Ирину Урбах сотрудники УФСБ по Новосибирской области задержали через несколько часов после взрыва. Их нашли в квартире, которую они арендовали после приезда из Омской области. Следователи СКР предъявили им обвинение по двум статьям УК РФ — по ч. 3 ст. 238 (оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, повлекших человеческие жертвы) и по ст. 168 (уничтожение и повреждение чужого имущества в крупном размере). По решению суда подследственных, которым грозит до 10 лет лишения свободы, заключили под стражу.