Высшая школа присматривается к средней
Университеты хотят обновить преподавание профильных предметов
Вчера Российский союз ректоров обсудил, как правильно преподавать в школах химию, физику, биологию и математику. Глава Минобрнауки Валерий Фальков назвал реформы в этой сфере необходимыми для «обеспечения технологического суверенитета страны, качественной подготовки кадров и пространственного развития регионов». Ректоры жаловались, что сейчас учителям не хватает «страсти», а стране — фильмов про знаменитых физиков.
Во вторник в МГУ прошло очередное заседание совета Российского союза ректоров (РСР). Глава Минобрнауки Валерий Фальков напомнил, что главная задача руководителей вузов — «осмысленно и вдумчиво обновлять систему образования России». А затем перечислил им три цели, необходимые для развития страны «в связи с изменившейся геополитической обстановкой»: подготовка кадров, технологический суверенитет и гармоничное пространственное развитие регионов. При этом глава ведомства, отвечающего за высшее образование, особое внимание уделил образованию среднему: «Без более тесной связи и параллельных изменений в преподавании в школах систему высшего образования не изменить».
Министр попросил ректоров подробно обсудить преподавание физики, химии, биологии и математики в школах: «Мы уже подготовили четыре концепции, но нужно внедрить их — и без вашей помощи это не получится».
Напомним, решение о разработке и обновлении уже существующих концепций было принято в 2023 году: тогда МФТИ взялся развивать школьную физику, МГУ — биологию и математику, а РХТУ имени Менделеева — химию.
Ректор МГУ и президент РСР Виктор Садовничий отчитался, что в его университете уже создали научно-методические группы, «включающие сотни авторитетных ученых и педагогов», которые «активно над концепциями работают». «Проекты представляют собой систему взглядов на цели и задачи управления и механизмы развития физико-математического и химико-биологического образования»,— попытался пояснить ректор МГУ. И чтобы стало совсем понятно, провел исторический экскурс, подробно рассказав, что «за нашими плечами уникальный опыт развития крупных математических школ страны, связанный с именами Николая Лузина, Андрея Холмогорова и Николая Келдыша». Выступление господина Садовничего сопровождалось цитатами этих ученых, отступлением с рассказом о «фундаментальности теоремы Ферма», а также упоминанием приоритетных направлений развития науки.
Помощник президента, министр образования и науки в 2004–2012 годах Андрей Фурсенко заметил, что «у нас количество приоритетных направлений — больше, чем людей» и что «количество этих направлений все время растет». А после этого тоже привел цитату: «У кота Матроскина есть фраза: чтобы что-то купить — надо что-то продать. Нам нужно купить нужное, но от чего-то мы все равно должны отказаться». Отметим, полностью цитата из мультфильма «Трое из Простоквашино» звучит так: «Чтобы продать что-нибудь ненужное, нужно сначала купить что-нибудь ненужное, а у нас денег нет».
Господин Фурсенко попросил ректоров определиться, какие научные направления действительно заслуживают развития.
«Работать нужно на будущее. Сейчас выбор профессии происходит в восьмом-девятом классе, а на рынок труда будущие специалисты выйдут лет через шесть-семь,— размышлял помощник президента.— Нам надо предложить путь, по которому следует идти для реализации целей нашей страны».
О концепции развития физики должен был рассказать ректор опорного МФТИ, также экс-министр образования Дмитрий Ливанов. Но он на совещание не попал, поэтому выручал коллегу ректор НИЯУ МИФИ Владимир Шевченко. Он пожаловался, что в школах за последние пять лет в два раза уменьшилось количество выпускников, выбирающих физику для сдачи ЕГЭ, а средний балл теперь менее 55. «У школьников есть предубеждения о сложности физики. А процесс учебы похож на натаскивание, не хватает страсти и красоты в преподавании»,— сетовал господин Шевченко. Видимо под впечатлением от голливудского «Оппенгеймера» ректор МИФИ добавил, что стране не хватает хорошего «байопика не о спортсменах, а о Курчатове, Ландау или Королеве».
Рассуждая о самой концепции, Владимир Шевченко заявил, что физика «должна готовить граждан к жизни и работе в условиях современной экономики, поэтому нужен непрерывный характер освоения с детского возраста». Также не нужно разделять физиков на инженеров и исследователей, посоветовал ректор МИФИ, а нужно привлекать технологический бизнес к школьным проектам.
Ректор Адыгейского госуниверситета Дауд Мамий напомнил, что концепция школьного преподавания математики была принята еще в 2013 году — в частности, благодаря этому возникли ассоциации преподавателей математики на базе образовательного центра «Сириус». Но в 2024 году эта концепция, по словам господина Мамия, требует обновления, потому что «возник слишком сильный разрыв между самыми лучшими учениками и самыми слабыми».
Научный руководитель химического факультета МГУ Степан Калмыков призвал «избавиться от химофобии», то есть от «навязывания мысли, что "химия" в продуктах, допустим, это плохо, а когда "химии" нет — хорошо».
Также господин Калмыков посчитал важным донести до школьников, что «мир не делится на отдельные дисциплины, потому что химия работает со всеми предметами в связке». Кроме того, он отметил, что сейчас можно учиться на преподавателя химии без сдачи ЕГЭ по химии и биологии, и призвал это исправить. Наконец, Степан Калмыков призвал вернуть в школы химические эксперименты, но с учетом, что «некоторые из них могут быть опасными».
Декан биофака МГУ Михаил Кирпичников заявил, что необходимо создать «Передовые преподавательские школы» на базе вузов, чтобы объединить усилия средних школ, классических и педагогических университетов. «Мы переучиваем детей после школы, потому что у нас отсутствует четкая аналитика качества преподавания биологии,— жаловался ученый.— А ведь биология — наглядный предмет, который можно изучать с детского сада во время прогулок».
Итог обсуждения подвел господин Садовничий: «В вопросах развития педагогических школ важны наравне с традиционными кадрами вопросы содержания на различных образовательных уровнях, проблемы мотивации учащихся и акцент на основополагающую роль фундаментальной науки как сквозной идеи образования». Он заверил коллег и министра, что работа над концепциями будет продолжена, чтобы утвердить финальную версию «как можно скорее».