Электронике не хватает наблюдателей
Кандидатов просят активнее назначать своих представителей для контроля за онлайн-голосованием
Центризбирком (ЦИК) собрал во вторник представителей всех парламентских партий, разработчиков системы онлайн-голосования и IT-экспертов, чтобы обсудить применение дистанционного электронного голосования (ДЭГ) на выборах президента. Участники мероприятия, в частности, узнали, что самые онлайн-активные избиратели страны (не считая Москвы) находятся в Чувашии, а электронный бюллетень тоже можно испортить. А организаторы выборов призвали кандидатов и выдвинувшие их партии активнее назначать наблюдателей за ДЭГ, которых в ходе предыдущих кампаний было удручающе мало.
Максимальное число наблюдателей за онлайн-голосованием на выборах президента 15–17 марта может достичь 2 тыс. человек, сообщил главный архитектор ДЭГ Юрий Сатиров на круглом столе в ЦИКе. Это вдвое больше, чем кандидат и выдвинувшая его партия могут выставить на обычные участки, подсчитал он. Разумеется, речь идет не о тех, кто физически присутствует в помещении ТИК ДЭГ (там от каждого кандидата одновременно может находиться только один человек), а о возможности следить за ходом выборов через портал наблюдения. Доступ к нему получат представители общественных палат, а также наблюдатели, назначенные кандидатами, выдвинувшими их партиями, их доверенными лицами и даже региональными партячейками в тех 28 субъектах РФ, где будет проводиться ДЭГ, перечислял господин Сатиров. Назначение наблюдателей начнется с 4 марта, напомнил он, и участникам кампании хорошо бы заранее спланировать расстановку сил: в конце концов, уже подано 2,7 млн заявлений о дистанционном голосовании, и это голоса избирателей, судьба которых не должна быть безразлична кандидатам. «Наблюдатели сами себя не назначат»,— предупредил главный архитектор ДЭГ и напомнил, что на региональных выборах-2023 было всего 144 онлайн-наблюдателя.
Все партийцы выступили за прогресс, но отстаивали свое понимание процесса.
Замсекретаря генсовета «Единой России» Сергей Перминов напомнил, что его партия уже давно и активно использует цифровые сервисы. «ДЭГ — это надежно, безопасно, современно, за этим будущее,— заявил он.— Есть много критиков, но я практик и понимаю, как это работает. И понимаю, что в этом нет никаких изъянов, нет никаких тайных смыслов. Блокчейн — это не абстракция, это действующая технология!»
Секретарь ЦК КПРФ Сергей Обухов, напротив, настаивал, что применение ДЭГ «подменило объективное и понятное наблюдение за настоящими избирателями и бумажными бюллетенями». Замена бумажных бюллетеней электронными требует от участвующих в избирательном процессе граждан наличия специальных знаний, которыми не обладают члены избиркомов и наблюдатели, и в результате выборы становятся похожи на электронное онлайн-казино, переживал коммунист. Например, после общероссийской тренировки ДЭГ в итоговых документах оказались, как сообщил ЦИК, электронные бюллетени неустановленной формы, но никто не объяснил, что это было, недоумевал господин Обухов. И где гарантии, что аналогичные не обнаружатся по итогам выборов президента, посетовал он.
Электронные бюллетени неустановленной формы — это то же самое, что испорченные бумажные бюллетени, тут же объяснил председатель ТИК ДЭГ Олег Артамонов. При наличии определенных навыков избиратель может не просто поставить в бюллетене галочку за кандидата, но и добавить туда что-то от себя. Оба бюллетеня в ходе тренировки были сознательно искажены — и очень хорошо, что система их не отбросила, а учла, подчеркнул эксперт. Правда, пока еще непонятно, следует ли считать такие бюллетени недействительными или все-таки бюллетенями неустановленного образца, признался он.
Замруководителя фракции ЛДПР в Госдуме Станислав Наумов предложил вообще уйти от тайны голосования: демократия не стоит на месте, надо дать человеку возможность проверить, что он проголосовал и его голос учтен, настаивал депутат. Его коллега из «Справедливой России — За правду» Юрий Григорьев признался, что его партия воспринимает переход на ДЭГ как «объективный и неизбежный процесс», но хорошо бы его притормозить до проработки открытости и безопасности на всероссийском уровне. А вот «Новые люди» в лице депутата Госдумы Антона Ткачева выступили за «прогрессивный подход»: ДЭГ делает выборы более доступными для молодых избирателей, предусматривает снижение бюджетной нагрузки на избирательную систему и экономит время, пояснил свою позицию партиец.
По данным Минцифры, наиболее популярным ДЭГ оказался в Чувашии, где заявки на участие в онлайн-голосовании на выборах президента подали более 187 тыс. человек, то есть 20,6% от общего числа избирателей.
На втором месте — Камчатский край (12,9%), на третьем — Алтайский край и Псковская область (по 10,6%). Москва в этой статистике не учитывается, так как там предварительная регистрация для участия в ДЭГ не требуется.