Сергей Лавров открыл для венесуэльцев Пушкина
Глава МИД РФ посетил Каракас
В продолжение латиноамериканского турне глава МИД РФ Сергей Лавров во вторник посетил Венесуэлу, где провел переговоры со своим коллегой Иваном Хилем и президентом республики Николасом Мадуро, а также поучаствовал в церемонии открытия бюста Александра Пушкина. С подробностями из Каракаса — корреспондент «Ъ» Анастасия Домбицкая.
Сергей Лавров прибыл в столицу Венесуэлы из Гаваны в понедельник вечером. Рабочая программа началась с посещения церемонии открытия бюста Пушкина в парке имени народного героя республики Эсекьеля Саморы. У постамента, покрытого тканью алого цвета, российского министра встречали мэр Каракаса Кармен Мелентес, сотрудники российского посольства, российские соотечественники, а также дети с российскими и венесуэльскими флажками в руках.
Когда вступительная речь госпожи Мелентес, растянувшаяся на двадцать с лишним минут, подошла к концу, Сергею Лаврову дали возможность поучаствовать в снятии красного полотна с бюста. Взяв слово, он выразил признательность мэрии Каракаса и властям Венесуэлы за поддержку российской идеи установить бюст поэту в республике. И пояснил, почему для этого настало самое подходящее время: «Сейчас, когда на Западе самозабвенно занимаются переписыванием истории, сносом памятников, отменой культуры, мы с нашими венесуэльскими друзьями продолжаем свято чтить историческую память, передавать ее новым поколениям».
«Клянусь вам моей честью, ни за что в мире я не хотел бы переменить Родину или иметь иную историю, чем история наших предков»,— процитировал Сергей Лавров Пушкина (соседние строки этого письма Петру Чаадаеву — о России как неотъемлемой части Европы и о том, что поэт отнюдь не восторгается всем, что видит «вокруг себя» на родине,— министр вспоминать не стал).
Церемония затянулась, и в дом приемов МИД Венесуэлы Сергей Лавров и сопровождавшие его коллеги прибыли позже запланированного. Они вошли в здание под звуки традиционных венесуэльских мелодий, которые исполняла местная молодежная группа. В этой атмосфере легкости и беззаботности казалось, что российские и венесуэльские дипломаты собрались на дружескую встречу, а не на формальные переговоры. Прозвучавшие затем заявления это впечатление подкрепили.
«Венесуэла — один из самых надежных и близких друзей России в латиноамериканском регионе, да и в мире в целом»,— подтвердил на пресс-конференции Сергей Лавров, подчеркнув: двусторонние отношения вышли на уровень стратегического партнерства.
Среди перспективных направлений сотрудничества Москвы и Каракаса Сергей Лавров назвал нефтедобычу, разработку газовых месторождений, сельское хозяйство, медицину и фармацевтику, освоение космического пространства, сферу информационно-коммуникационных технологий и инноваций, а также атомную энергетику. Министр указал, что Россия и Венесуэла условились наращивать темпы и объемы сотрудничества в сферах мирного атома и нефтедобычи. По словам Сергея Лаврова, у Москвы и Каракаса единое мнение о том, что работа по этим направлениям способствует «повышению устойчивости национальных экономик и укреплению технологического суверенитета двух стран».
Говорили и о региональных проблемах. Вопрос, который в последнее время волнует мировое сообщество и страны Латинской Америки,— территориальный спор между Венесуэлой и Гайаной о статусе региона Эссекибо. Напомним, 3 декабря прошлого года правительство Венесуэлы провело референдум о присоединении этого региона, который входит в Гайану. Сразу после этого венесуэльские власти выпустили политическую карту, на которой регион значится как часть Боливарианской республики (новая карта размещена и в доме приемов МИД Венесуэлы). Ряд стран тут же осудили политический маневр Николаса Мадуро.
Позиция России по этому вопросу отличается от мнения ряда региональных и внерегиональных игроков. В МИД РФ неоднократно заявляли, что исходят из принципа невмешательства во внутренние дела региона. Отвечая на вопрос «Ъ», Сергей Лавров подтвердил, что Россия своих подходов не меняла: «Недопустимо вмешиваться во внутренние дела Венесуэлы, любой другой страны, недопустимо вмешиваться в те проблемы, которые возникают в отношениях между каким-то двумя странами».
Министр уточнил, что Москва поддерживает намерения Николаса Мадуро достичь согласия на основе обоюдных договоренностей. Правда, на чем будут основаны эти договоренности — решениях международных судов, которые неоднократно признавали принадлежность региона Гайане, или венесуэльского референдума, пока неясно.