Рост доли экспортируемого зерна не решает проблему затоваривания
Мониторинг внешней торговли
В 2023 году Россия экспортировала продукцию АПК на общую сумму $43,5 млрд, сообщила замминистра сельского хозяйства Оксана Лут на зерновом форуме в Дубае. Она уточнила, что этот показатель еще может быть пересмотрен в сторону увеличения. В 2022 году экспорт сельхозпродукции был меньшим и составлял $41,6 млрд.
Ключевая позиция экспорта — зерновые. По оценкам Минсельхоза, в прошлом году РФ вывезла 66 млн тонн зерна, в том числе 51 млн тонн пшеницы (сохранив статус главного ее экспортера). В этом году экспортный потенциал оценивается в 70 млн тонн. При этом цены на российскую пшеницу на мировом рынке снижаются. Из февральского бюллетеня ФАО (продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН) следует, что год к году в январе они сократились на 20%. Это во многом объясняется высоким урожаем 2023 года — 147 млн тонн, из которых 96 млн тонн — пшеница.
Дополнительное влияние на изменение цен на пшеницу оказывают значительные переходящие запасы, сформировавшиеся в том числе из-за рекордного урожая 2022 года (157,7 млн тонн). Как отмечал ранее гендиректор Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Дмитрий Рылько, сейчас в сумме у трейдеров и сельхозпроизводителей только запасы пшеницы составляют 36 млн тонн.
Попытка «пристроить» рекордные запасы уже привела к увеличению доли экспорта (см. график). При пересчете оценок по среднему курсу доллара за год получается, что рост этого показателя за последний год заметно ускорился. Впрочем, нынешние темпы вывоза зерна проблему затоваривания внутреннего рынка могут не решить. По оценкам экспертов, для его разгрузки до конца сезона нужно экспортировать 19–19,5 млн тонн пшеницы, что примерно на 1 млн тонн больше, чем было вывезено за этот же период в прошлом году — причем тогда экспорт был рекордным.
Основные поставки продукции АПК в прошлом году пришлись на страны ЕАЭС, Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии и Северной Африки, которые становятся основными партнерами РФ в торговле зерном. Позицию крупнейшего покупателя российского продовольствия может сохранить за собой Китай. В 2022 году на него пришлись 12,3% экспорта продукции АПК из РФ, в денежном выражении объем ввезенной сельхозпродукции составил $5,1 млрд.