Арест с сурдопереводом
Обвиняемые в махинациях с недвижимостью ВОГ отправлены под стражу
Мещанский суд Москвы санкционировал арест нескольких фигурантов уголовного дела о махинациях с недвижимостью, принадлежавшей Всероссийскому обществу глухих (ВОГ), в том числе президента организации Станислава Иванова. Ущерб от действий обвиняемых, напомним, следствием оценивается пока в 211 млн руб. Защита просила о назначении подследственным домашнего ареста, а для некоторых из них даже уже успели арендовать жилье в Москве, однако суд согласился с позицией следствия и отправил всех в СИЗО.
Заседания, на которых рассматривались арестные ходатайства следственного департамента (СД) МВД РФ в отношении президента общества глухих Станислава Иванова, первого вице-президента Евгения Безрукова, вице-президента и председателя Татарского отделения Венеры Гаулстон, помощника президента и председателя Новосибирского отделения ВОГ Михаила Брагина, а также бывшего вице-президента организации Вадима Иванченко, начались в среду во второй половине дня, продолжались до позднего вечера и проходили по схожему сценарию. Надо отметить, что поддержать своих руководителей пришло много сотрудников и членов ВОГ, и слушания проходили при полном зале. Во время заседаний обвиняемые пользовались услугами сурдопереводчика.
Представитель следственного департамента Олег Степанов сообщил суду, что первое уголовное дело по факту особо крупного мошенничества (ч. 4 ст. 159 УК РФ) было возбуждено в январе 2018 года, а на данный момент в одном производстве у СД находятся уже 16 дел, причем каждому из фигурантов инкриминируется по несколько преступных эпизодов.
Мотивируя свои ходатайства об аресте обвиняемых до 8 апреля текущего года (пока этой датой ограничивается срок следствия, но он будет продлен), следователь привел вполне стандартные для таких случаев доводы. Оставаясь на свободе, говорил он, каждый из фигурантов может скрыться от следствия, уничтожить улики по делу и оказать давление на свидетелей, поскольку речь идет о лицах, занимающих высокие посты в ВОГ. Что касается подследственных, которые проживают не в Москве, например, Венеры Гаулстон и Михаила Брагина, то следователь сказал, что им будет трудно приезжать в столицу на следственные действия, поэтому целесообразно поместить их в СИЗО. Ни у кого из фигурантов, по словам следователя, нет заболеваний, препятствующих их содержанию под стражей.
Защита фигурантов просила о домашнем аресте, под которым москвичи могли бы находиться по месту жительства, а остальные — в арендуемых квартирах. Адвокаты госпожи Гаулстон не только успели принести в суд договор об аренде жилья в Зеленограде, но и привезли на заседание его владельца, который подтвердил, что не имеет ничего против того, чтобы обвиняемая во время следствия воспользовалась предоставленной им квартирой.
Адвокаты также настаивали, что следователь не предоставил доказательств того, что их подзащитные намерены препятствовать следствию.
Они напоминали, что следствие идет уже несколько лет, и никто из обвиняемых, проходивших до этого по делу свидетелями, не пытался скрыться, уничтожить улики или договориться о чем-либо со свидетелями. А защитник президента ВОГ Иванова Артур Басистов, предъявив два загранпаспорта своего доверителя, сказал, что тот вернулся из заграничной поездки в январе, то есть имел возможность скрыться, но не стал ею пользоваться. Адвокат также представил большое количество грамот и благодарностей от различных министерств и организаций, которыми поощрялся его подзащитный, а также документы о его награждении медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» 2-й степени. Господин Басистов также указал, что у господина Иванова имеется жилье в Москве, и просил о домашнем аресте.
«Как он может находиться в СИЗО, если зарядки его слухового аппарата хватает на полтора часа?» — добавил еще один аргумент адвокат. Его поддержал и сам фигурант.
«Я всегда был и остаюсь законопослушным человеком,— сказал президент ВОГ.— Не собираюсь скрываться или мешать следствию». В том же духе высказались и другие фигуранты. Однако суд решил, что аргументы следствия заслуживают доверия, и ходатайства об арестах удовлетворил.
Как сообщал “Ъ”, версия следствия состоит в том, что фигуранты дела, избавляясь от якобы непрофильных активов, продали несколько принадлежавших ВОГ зданий по заведомо заниженной цене. На данный момент нанесенный обвиняемыми ущерб оценивается в 211 млн руб. В прошлом году за аналогичные аферы, но уже со столичной недвижимостью на семь лет был осужден 79-летний Валерий Рухледев, предшественник господина Иванова на посту президента ВОГ.