«Двадцатка» раскололась о безопасность
Главы МИДов стран G20 не пришли к консенсусу по вопросам глобальной стабильности
В Рио-де-Жанейро в среду открылась двухдневная встреча министров иностранных дел 20 ведущих экономик мира. Глава МИД Бразилии Мауру Виейра с первых минут пытался настроить коллег на миролюбивый лад и убедить их в том, что даже в ситуации глубокого кризиса поиск мирных решений — единственный верный путь. По его мнению, такой формат, как G20, может способствовать разрешению кризисов. Однако не все участники встречи разделяли подобный оптимизм. С подробностями из Рио-де-Жанейро — корреспондент «Ъ» Анастасия Домбицкая.
«Бразилия больше всего обеспокоена тем, что происходит в мире с точки зрения безопасности»,— заявил глава МИД Бразилии Мауру Виейра, открывая заседание глав внешнеполитических ведомств стран G20. И сразу обозначил проблематику встречи: роль G20 в разрешении современных кризисов и будущей реформы системы глобального управления.
Президент Бразилии Луис Инасиу Лула да Силва ранее называл председательство своей страны в G20 «самой большой международной ответственностью Бразилии». Девизом председательства страна избрала фразу «Построение справедливого мира и устойчивой планеты».
Приоритеты, на которых Лула да Силва и его соратники намерены сосредоточиться в нынешнем году: сокращение неравенства; устойчивое развитие и энергопереход; реформирование институтов глобального управления.
Последнему вопросу наряду с политическими кризисами и было посвящено первое заседание глав МИДов, прошедшее в среду в Рио-де-Жанейро.
В своей речи, предварявшей выступления участников заседания, Мауру Виейра попытался убедить коллег в том, что «Группа двадцати» все еще обладает значительным влиянием и потенциалом. «Мы можем сделать то, что не может быть сделано на других форумах,— сказал он.— G20 может играть важнейшую роль в разрешении международных кризисов и в том, что касается устойчивого развития».
Между тем бразильское председательство G20 пришлось на период, когда группа находится в состоянии раскола. Накануне встречи агентство Bloomberg со ссылкой на источники написало, что разногласия, с которыми столкнулись члены «Группы двадцати», прежде всего по конфликтам на Украине и в Газе, могут привести к тому, что количество политических дискуссий будет сведено к минимуму.
Такой подход в целом соответствует позиции Индии, которая принимала саммит G20 в прошлом году.
Именно премьер-министр Нарендра Моди на саммите в Дели задал вектор на уход от прямых обсуждений геополитических проблем.
Тогда стороны предпочли экономическую повестку политической, указывая: форум изначально создавался для обмена мнениями по проблемам глобальной экономики. В этот раз источники Bloomberg открыто назвали причину: «Соглашение по этому вопросу (мира на Украине.— “Ъ”) невозможно».
В МИД РФ также настаивают на том, что политизация «Группы двадцати» неприемлема. «Включение в повестку “Группы двадцати” с подачи Запада непрофильных проблем, в том числе украинского сюжета, деструктивно»,— говорится в заявлении, опубликованном на сайте внешнеполитического ведомства накануне встречи. Правда, в том же заявлении сообщается о намерениях российской стороны в ходе встречи в Рио-де-Жанейро «особо отметить неприемлемость бесконтрольного направления международных средств, предназначенных для содействия развитию, на финансирование конфликта вокруг Украины».
Обойти темы Украины и Газы стороной все же не удалось. Уже во вступительном слове глава МИД Бразилии заявил: «На площадке G20 особое внимание должно быть уделено конфликту на Украине и палестинской проблеме».
Господин Виейра сразу пояснил, какую позицию Бразилия занимает по вопросу безопасности и текущих мировых конфликтов. «Бразилия не принимает такой мир, в котором противоречия решаются при помощи военной силы»,— констатировал дипломат, призвав решать проблемы мирным путем. «Бразилия отказывается от разрешения проблем военными средствами. Не в наших интересах жить в расколотом мире»,— заключил он.
При этом глава МИД Бразилии выразил уверенность в том, что G20 обладает всеми возможностями для того, чтобы способствовать разрешению конфликтов. «“Группа двадцати” была создана в первую очередь для того, чтобы обсуждать экономические и финансовые проблемы. Но в условиях той обстановки, в которой мы сейчас живем, G20 может сыграть большую роль в том, что касается возможностей стран сесть за стол переговоров»,— заявил, открывая заседание в Рио-де-Жанейро, Мауру Виейра.
Однако настрой господина Виейры разделяли далеко не все присутствующие. За несколько часов до заседания госсекретарь США Энтони Блинкен встретился с президентом да Силвой, обсудив с ним оба конфликта. Ради этих переговоров американский дипломат специально прилетел в офис президента в Бразилиа. Как сообщило агентство Reuters со ссылкой на неназванного высокопоставленного представителя Госдепартамента США, на встрече с президентом Энтони Блинкен заявил: в том, что касается украинского конфликта, американская администрация «не видит условий для дипломатии».
С ближневосточным вопросом все еще сложнее. Особенно с ролью, которую Бразилия может сыграть в его разрешении после недавнего выпада президента Лулы да Силвы в отношении Израиля. Напомним, 18 февраля он сравнил действия Израиля в секторе Газа с гитлеровским холокостом, после чего еврейское государство объявило президента персоной нон грата. Все это затрудняет работу Бразилии как председателя-миротворца.
Глава МИД РФ Сергей Лавров тоже сразу дал понять, что давно потерял веру в способность G20 решать проблемы глобальной политики.
«Не думаю, что в “двадцатке” мы найдем развязки накопившихся вызовов и угроз глобальной безопасности»,— заявил господин Лавров.
И представил свое видение роли G20 в текущем контексте: «Вместе с тем наш форум ведущих мировых экономик мог бы четко заявить об отказе “Группы двадцати” от использования “экономики как оружия” и “войны как инвестиции”. Продемонстрировать наше стремление к открытому и равноправному торгово-экономическому сотрудничеству».
Далее Сергей Лавров привел в пример то, что считает проявлением «экономики как оружия». По его словам, речь идет в том числе о «заявленных Западом вливаниях на нужды устойчивого развития и климата, которые принесены в жертву многомиллиардным спонсорским потокам на милитаризацию Украины и раздувание военных бюджетов членов НАТО».
Вместе с тем вклад G20 в поиск путей урегулирования конфликтов может заключаться в том, чтобы подтвердить, что глобальные банки и фонды финансируют «не милитаристские цели и агрессивные режимы, а нуждающиеся страны в интересах устойчивого развития», заявил глава МИД РФ.
Несмотря на разногласия по наиболее болезненным вопросам, было и то, в чем страны G20 сошлись фактически единогласно. Речь о необходимости реформирования ООН. Продвижение этой повестки Бразилия, в частности, считает одной из своих ключевых целей на посту председателя.
Очевидно, что Бразилия, которая все последние годы борется за место постоянного члена безопасности в Совет Безопасности ООН, воспринимает председательство в G20 как потенциальное окно в Совбез, считает профессор МГИМО Борис Мартынов.
«Попадание в состав постоянных членов Совбеза прибавит ей дипломатического веса»,— подчеркивает он.
И все же, предостерегает господин Мартынов, не стоит возлагать больших надежд на то, что Бразилия сможет в ходе своего председательства привнести решающие сдвиги в разрешение мировых кризисов. «Сейчас, когда ситуация в мире далека от идеальной, главное — не достижение каких-то прорывных результатов: их достичь просто невозможно в этой обстановке,— рассказал эксперт в беседе с “Ъ”.— Сейчас главное — эти институты сохранить. Добиться того, чтобы они — и G20, и ООН — существовали и дальше, до лучших времен». Собеседник «Ъ» добавил, что как раз в этом у Бразилии большие шансы преуспеть.